К февралю-марту наши первоклассники пишут рассказы - строк на десять! Содержательные и почти без ошибок. А звукобуквенным анализом почти мы не занимаемся. В случае коммерческого использования описанной ниже методики, деньги переводите на спецсчет школы :))
1. Достаю обычную газету:
- Вот газета: взрослая, настоящая. Папа приходит домой, садится кресло, рядом чашечка кофе, - не трогайте меня, я газету читаю…
А давайте сами сделаем газету. Настоящую. Вы вечером незаметно ее положите в почтовый ящик, а потом спросите папу или маму: а открывали ли вы сегодня почтовый ящик? Они откроют – а там наша газета…
А еще можно газету послать в другой первый класс, далеко-далеко, на тот конец школы. Пусть читают, если уже научились читать. А может, и они нам что-нибудь напишут…
Ты не умеешь еще писать? Не страшно. Скажи, что хочешь написать, а я – учитель – тебе помогу. Я запишу твои слова правильно и печатными буквами. А ты потом спишешь. Сможешь? Это будет твой текст: ведь ты его сам придумал…
- А можно, я напишу две статьи? (Имеется ввиду не одну фразу, а две…)
- Конечно, можно!.. Давайте, начнем с того, что вы будете рисовать, ведь в газете должны быть и рисунки. Пока вы рисуете, я подойду к каждому, и вы продиктуйте мне, что хотели бы написать.
- Я на ремесле сделал чашку… - Тоня – моя лучшая подруга. Она никогда не дерется. - Первого сентября мы с мамой пошли в столовую и потерялись…
Рисунки готовы, тексты написаны.
- Можно сделать рукописную газету, а можно напечатать на компьютере. Давайте решим…
- Печатать! Будем печатать!
Чему не надо учить первоклассника – так это компьютеру. Дверь в компьютерный класс лишь на щелочку приоткрыл, а они – уже все тут, и уже печатают. Объяснять ничего не надо.
Три – четыре строчек за урок - это результат.
Надо ли говорить о том, что печатать на компьютере – это хорошо?
Во-первых, дети этого очень хотят. Разве не достаточно? Во-вторых, Word, правит ошибки – делает за учителя рутинную и школьную работу. В-третьих, ребенок видит превращение своих каракулей во взросло-серьезный текст; и в этом что-то есть. Ну, в–четвертых, учитель, который циркулирует по классу и заглядывает на экраны компьютера, правит тексты вживую, пока слова еще теплые: «Вот это лучше так сказать, тут слова надо местами поменять…»
А как еще научить писать?
- И что? - скажет опытный школьный учитель, - чему детей-то учите? Переписывают они слова, написанные учителем: без анализа, без понимания, без смысла. А потом еще бездумно по клавиатуре стучат?
- Ну да, без анализа. Ну, не объяснили семилетнему, что «мы с мамой» - это местоимение, предлог и существительное, три разных слова – и поэтому их надо писать отдельно… А если ребенок и так, сам по себе, пишет эти слова отдельно? Он видит, как написал их учитель, старательно выводит их своей рукой на листочке, набирает на компьютере и, - ну наконец-то! - видит результат труда на мониторе. Может этого достаточно, чтобы понять, что «мы с мамой» пишется отдельно?
Не будем торопиться. Пусть ребенок «копирует» фразы, написанные учителем три-четыре месяца – до конца первой, а может и второй, четверти. Не надо прежде времени говорить ему: «Пиши сам». Если он никогда не видел, как пишется слово «чашка», вряд ли он напишет его правильно.
«Копирование» - очень полезная и толковая работа. Письмо становится простым и нестрашным делом для ребенка. Он учится писать, как в детстве, до школы, учился говорить: слушая, запоминая, повторяя. Он впитывает родной язык – хотелось бы сказать, с молоком матери, - но нет, ему все-таки уже шесть лет...
И последнее, самое важное: с самого первого школьного дня ребенок понимает, что письмо – это не переписывание пустых и странных фраз из учебника, а способ выражения своей мысли - выражения себя.