Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 19.09.2024, 11:28

Азбука 45

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [42]
Читаем книгу [7]
Краеведение [7]
Экология [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Хотите в сказку?
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

О роли чтения

Самый страшный враг правильного развития, и умственного, и нравственного —
это пустота жизни и неудовлетворение духовных потребностей.
Ф. Ф. Резенер

Уже в XIX в. чтение рассматривалось как важнейшее средство воспитания души подрастающего поколения. Детская литература, составной частью которой являлась детская периодика, — единственное средство массовой коммуникации в то время — старалась учитывать стремление детей к активному познанию мира, особенности протекания у них высших психических процессов, используя наиболее эффективные по своему эмоциональному воздействию выразительные художественные средства.

На страницах русских педагогических журналов, таких, как «Учитель» (1861-1870), «Детский сад» (1866-1876), «Педагогический листок» (1869-1915), «Воспитание и обучение» (1877-1917), «Вестник воспитания» (1890-1917), широко обсуждались проблемы детского чтения, его роли в нравственном воспитании личности юного человека.

Главной целью детской литературы и детской периодики, как великолепнейших сборников для чтения, считалось всестороннее воспитание и образование юных читателей, «…развитие данных им от природы элементов человеческого духа, — развитие чувства любви и чувства бесконечного» (В. Г. Белинский).

В 1878 г. редакцией «Детского чтения» были сформулированы пять основных задач в деле воспитания, которые она старалась реализовывать в художественных произведениях, печатавшихся на страницах журнала. Эти задачи нравственного воспитания детей, по нашему убеждению, звучат очень современно:
Возбуждать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству. Научить детей уважать всякий честный труд, талант, гений. Способствовать облагораживанию юной души и воспитанию нравственного, возвышенного идеала. Поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Дать силы детям для борьбы со злом, т. е. нравственную поддержку в жизни.

Роль чтения художественных произведений в нравственном воспитании русские педагоги видели в том, что оно в соответствии с возрастом дает ребенку ряд живых конкретных образов, возбуждает в нем целый ряд чувств, заставляет его радоваться, жалеть, трепетать от ожидания, пробуждает в нем сострадание, любовь и уважение к добрым, благородным чертам или поступкам, презрение и отвращение к низости и пошлости, негодование по поводу подлости и вероломства. Причем самым важным в нравственном воспитании считалось вызвать через чтение соответствующие переживания в ребенке, актуализировать его личный жизненный опыт, т. к. только на его основе, а также на чувствах, лично пережитых ребенком, можно было сформировать привычку следовать нравственным правилам (библейским заповедям) в жизни.

Народные сказки отражали своеобразную программу народного воспитания. В доступной детскому пониманию форме они рассказывали о мужестве, героизме, правдивости, честности, трудолюбии и утверждали идею победы добра над злом.

Самым пригодным чтением для младшего школьного возраста считалась басня, где с простотой и ясностью изложения сочеталась еще и трезвость взгляда. В живых, наглядных образах олицетворялась природа, нравы людей и животных; в низ без морали восхвалялась добродетель, осмеивались недостатки и людские слабости; выставлялась какая-нибудь особенно характерная черта животного, свойственная человеку, выражалось народное остроумие. Особенно ценились басни И. А. Крылова. Так, известный педагог В. П. Острогорский подбирал басни И. А. Крылова в соответствии с возрастом ребенка. Начинал, например, с басни «Стрекоза и Муравей», где Стрекоза наивна и легкомысленна, а труд является спасением живого существа от унизительного положения. Чем старше был класс, тем мысль была сложнее. В басне «Камень и Червяк» труд представлен уже как самодеятельное проявление воли человека в противовес беспрекословному подчинению воле начальства. Неблагодарное отношение к товарищу, неправильное поведение в ответ на оказанную помощь ярко показано в басне «Два мальчика».

Итак, на страницах таких педагогических журналов, как «Учитель», «Детский сад», «Педагогический листок», «Воспитание и обучение», «Вестник воспитания» и др., одним из важнейших средств пробуждения чувств ребенка и обогащения его жизненного опыта считалось чтение высокохудожественных произведений. А в педагогических статьях важное место занимали вопросы специального подбора книг для детского чтения в соответствии с рядом требований: доступность, ясность идеи; яркий динамичный сюжет; занимательное содержание, обогащающее ребенка, воздействующее на его чувства; четкая композиция; литературный язык; учет возрастных особенностей детей.

Словом, детские журналы, редактируемые известными педагогами второй половины XIX-начала XX в. и содержащие специально подобранные произведения для детского чтения, являлись важным средством нравственного воспитания подрастающего поколения.

Береснева Л. О роли чтения // Домашнее воспитание. — 2002. — № 6. — С. 15-17




Источник: http://Главной целью детской литературы и детской периодики, как великолепнейших сборников для чтения, считалось всестороннее в
Категория: Мои статьи | Добавил: lena (24.04.2010) | Автор: Береснева Л
Просмотров: 2648 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта



Лабиринт

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz