Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 19.09.2024, 11:22

Азбука 45

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [42]
Читаем книгу [7]
Краеведение [7]
Экология [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Хотите в сказку?
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кузнецова О. И.

учитель начальных классов МОУ «Майская гимназия

Белгородского района Белгородской области»

                                               

     Чтение должно стать для ребёнка  очень тонким

 инструментом      овладения знаниями и вместе

                            с тем источником богатой душевной  жизни.

 В.А.Сухомлинский

 

 

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь научиться  складывать   из букв слова и  овладеть  техникой чтения  ещё не значит  стать  читателем. Истинное  чтение это  чтение, которое, по словам  М.Цветаевой, « есть соучастие  в  творчестве».

    В  процессе  чтения  необходимо  развивать  интеллект,  эмоциональную отзывчивость,  эстетические  потребности  и  способности  детей. Главное –

организовать  процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего  развития.

    Для того  чтобы  помочь  ученикам  в  начальной  школе  сделать  первые серьёзные  шаги  в  « Страну книг »,  чтобы  эта  работа  была  интересной, разнообразной  и  увлекательной,  налажена  тесная  связь  с  поселковой библиотекой,  так как  пробудить  интерес детей к творческому чтению способны только  люди  творческие,  сами  испытывающие  радость общения с книгой, способные  вести  диалог  с  автором.  Когда  учитель  и  библиотекарь – единомышленники  и  работают  вместе,  это  приносит  ощутимые  результаты.

В течение двух лет мы работаем в тесном содружестве с Майской библиотекой по теме « Формирование читательского интереса ».

Целями нашей работы являются:

– поиск путей  развития  интереса  к  книге  и  стремление  к  чтению;

– привитие  обучающимся  навыков  чтения  и  формирование  умения     читать  с  удовольствием;

– создание  системы  организации  творческих  конкурсов  и  занятий  с элементами  театрализации  с  целью  развития  обучающегося  как читателя.

Библиотечные уроки, проводимые Голубовой Тамарой Владимировной, предоставляют широкие возможности для творчества детей. Формы проведения разнообразны. Это и обсуждение книг, и читательские конференции, и устные журналы, и конкурсы, и литературные праздники.

Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд. Способствуют привитию уважения к живому слову, развитию творческих способностей детей.

Волшебный мир литературы даёт возможность почувствовать глубокую духовную связь человека с природой. Во время проведения устного журнала « Волнуется природа неспроста »,  ребята расширили экологические знания, почувствовали ответственность за всё живое на Земле.

    Пробудить интерес к чтению помогают « Встречи с книгой », посвящённые творчеству В.Берестова, Н.Носова, К.Чуковского, К.Паустовского, А.Барто и других детских писателей. Готовясь к ним, дети разучивают стихи, песни, инсценируют отрывки, составляют кроссворды, загадки на литературную тему.

На начальном этапе формирования читателей,  когда начинается пробы детьми сил в самостоятельном чтении ( I-II кл.) рекомендуем детям вести вместе с родителями «Дневник читателя»,  занося туда названия любимых книг.

     Учащимся предлагается  выполнять в дневнике иллюстрации к прочитанному произведению. Учитель обязательно слушает рассказ о прочитанном и выражает своё мнение. На родительских собраниях проводятся беседы о круге детского чтения, о том, как выбрать книгу, ведь не всякая книга полезна для детского чтения. Обращается внимание на художественный уровень иллюстраций в книге, чтобы формировался эстетический вкус ребёнка. Эта работа продолжается в семье, родители учат ребёнка, как читать книги, как вести читательские дневники, чтобы чтение действительно расширяло его познания, учило правильно мыслить и действовать. В классе оформляется « Уголок чтения ». Постоянно действует книжная выставка из тех книг, которые приносят дети, их можно рассматривать, взять для чтения домой.

    На основном этапе подготовки младших школьников-читателей под руководством (III-IV кл .) начинается поэтапная, систематическая работа в       « Дневнике читателя ». Даются алгоритмы-памятки, которые помогают сделать первые попытки анализа прочитанного произведения.

План устного рассказа о книге

1.     Покажи книгу.

2.     Назови автора, художника, издателей.

3.     Познакомь с тематикой: из чего она состоит (из одного произведения или из нескольких).

4.     Назови героев книги.

5.     Что происходит с героем (героями книги).

6.     Самое интересное – зачитай.

7.     Вырази своё отношение к герою (героям).

8.     Понравилась ли тебе книга?

План рассказа о писателе

1.     Фамилия, имя, отчество.

2.     Когда и сколько лет жил.

3.     Детство писателя.

4.     Где учился.

5.     О ком или о чём писал.

6.     Что ты читал?

7.     Что тебе больше всего понравилось? Почему?

 

План письменного отзыва о прочитанной книге

1.     Автор, название книги.

2.     Краткое содержание:

      -тема;

      -главные герои;

      -интересный отрывок или эпизод.

3.  Чему учит эта книга?

4. Выпиши значения неизвестных слов и выражений (пользуйся      словарём).

5.  Понравилась ли тебе книга? Почему?

6.  Выполни иллюстрацию (по желанию).

В классе слушаются и анализируют ответы всех детей, школьники учатся работать по алгоритмам, объяснять, составлять высказывания, оценивают поступки героев, делают свой первый нравственный выбор.

К.Д. Ушинский писал, что ребёнок живёт красками и звуками. У Л.Н.Толстого в романе « Война и мир » Наташа Ростова говорит о Пьере: «Безухов – тот синий, тёмно-синий с красным, и он четвероугольный  ».

Классики давно подметили, что детям, подросткам легче охарактеризовать человека и его поступки цветом, чем слово. Вот почему, знакомя детей с психологическими произведениями И.С.Тургенева, Л.Н.Толстова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, предлагаю изображать героев сначала цветом, а сюжетную линию – цветовой гаммой. Затем, рассказывая, ребёнок раскрывает свои чувства и понимание образа.

    Развитие воображения в устной речи даёт положительные результаты в письменной форме. Примеры тому –  сочинения-миниатюры, размышления о герое, этюды-фантазии, экспромты на заданную тему.

 

 

 

 

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь!

Хотите  верьте, а хотите –  нет, а скажу вам только одно: я вчера была в Китае! Там очень красиво! Причудливые домики, удивительные растения. Я там познакомилась с мальчиком Айа-ми. Он очень милый. Айа-ми показал мне разные достопримечательности Китая. Мы были в самом знаменитом ресторане этой страны. Там подавали разные неизвестные блюда. Я попробовала салат «Фен-шуй». Было очень вкусно, до тех пор, пока Айа-ми не сказал мне,  из чего сделан этот салат. Блюдо было приготовлено из трёх кузнечиков, ящерицы и листьев салата. Потом мы пошли осматривать Великую Китайскую Стену. Она была такой огромной, что я ходила с задранной головой. И ещё мы сходили в Китайский парк аттракционов. В общем, я отлично провела день!  Хотите -  верьте, а хотите – нет, но завтра я собираюсь в Африку! И вообще, очень интересную книгу мне подарили!

Екатерина Ш.

 Только   совместными   усилиями   школы,  семьи,  библиотеки  можно добиться  того,  чтобы  ребёнок  полюбил  книгу.

«Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» – Х.С.Лупан.

Использованная литература

1.  Левин В.А. « Когда  маленький  школьник  становиться

     большим  читателем ». М., 1994г.

2.  Полозова Т.Д. « Всем лучшим  во мне  я  обязан  книгам ».

     М., 1990г.

3.  Сухомлинский В.А. « Сердце  отдаю  детям ».

     Киев, 1960г.

4.  Музыка Л.А. « Интерес к  чтению:  как его пробудить? »

    Начальная школа. 2007.№ 6.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: lena (02.04.2012) | Автор: Кузнецова О. И.
Просмотров: 3477 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта



Лабиринт

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz