ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Кузнецова О. И.
учитель начальных классов МОУ «Майская
гимназия
Белгородского района Белгородской
области»
Чтение
должно стать для ребёнка очень тонким
инструментом овладения знаниями и вместе
с тем источником богатой
душевной жизни.
В.А.Сухомлинский
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как
нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого
читателя. Ведь научиться складывать из
букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М.Цветаевой, « есть соучастие в творчестве».
В процессе чтения необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности
детей. Главное –
организовать
процесс так, чтобы чтение способствовало
развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как
источнике дальнейшего развития.
Для того чтобы помочь ученикам
в начальной школе сделать
первые серьёзные шаги в « Страну книг », чтобы эта работа была интересной,
разнообразной и увлекательной, налажена тесная связь
с поселковой библиотекой, так как пробудить интерес детей к творческому чтению способны
только люди творческие, сами испытывающие радость общения с книгой, способные вести диалог
с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают
вместе, это приносит
ощутимые результаты.
В течение двух лет мы работаем в тесном содружестве с
Майской библиотекой по теме « Формирование читательского интереса ».
Целями нашей работы являются:
– поиск путей развития интереса к книге
и стремление к чтению;
– привитие обучающимся
навыков чтения и
формирование умения
читать с удовольствием;
– создание системы
организации творческих конкурсов и занятий с элементами театрализации с целью
развития обучающегося как читателя.
Библиотечные уроки, проводимые Голубовой Тамарой
Владимировной, предоставляют широкие возможности для творчества детей. Формы
проведения разнообразны. Это и обсуждение книг, и читательские конференции, и
устные журналы, и конкурсы, и литературные праздники.
Они
проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд. Способствуют
привитию уважения к живому слову, развитию творческих способностей детей.
Волшебный мир литературы даёт возможность
почувствовать глубокую духовную связь человека с природой. Во время проведения
устного журнала « Волнуется природа неспроста », ребята расширили экологические знания,
почувствовали ответственность за всё живое на Земле.
Пробудить интерес к чтению помогают « Встречи
с книгой », посвящённые творчеству В.Берестова, Н.Носова, К.Чуковского, К.Паустовского,
А.Барто и других детских писателей. Готовясь к ним, дети разучивают стихи,
песни, инсценируют отрывки, составляют кроссворды, загадки на литературную
тему.
На начальном этапе формирования читателей, когда начинается пробы детьми сил в
самостоятельном чтении ( I-II кл.) рекомендуем детям вести вместе с родителями
«Дневник читателя», занося туда названия
любимых книг.
Учащимся предлагается выполнять в дневнике иллюстрации к
прочитанному произведению. Учитель обязательно слушает рассказ о прочитанном и
выражает своё мнение. На родительских собраниях проводятся беседы о круге
детского чтения, о том, как выбрать книгу, ведь не всякая книга полезна для
детского чтения. Обращается внимание на художественный уровень иллюстраций в
книге, чтобы формировался эстетический вкус ребёнка. Эта работа продолжается в
семье, родители учат ребёнка, как читать книги, как вести читательские
дневники, чтобы чтение действительно расширяло его познания, учило правильно
мыслить и действовать. В классе оформляется « Уголок чтения ». Постоянно
действует книжная выставка из тех книг, которые приносят дети, их можно
рассматривать, взять для чтения домой.
На основном этапе подготовки младших
школьников-читателей под руководством (III-IV кл .) начинается поэтапная, систематическая работа
в « Дневнике читателя ». Даются
алгоритмы-памятки, которые помогают сделать первые попытки анализа прочитанного
произведения.
План устного рассказа о книге
1. Покажи книгу.
2. Назови автора, художника, издателей.
3. Познакомь с тематикой: из чего она состоит (из одного
произведения или из нескольких).
4. Назови героев книги.
5. Что происходит с героем (героями книги).
6. Самое интересное – зачитай.
7. Вырази своё отношение к герою (героям).
8. Понравилась ли тебе книга?
План рассказа
о писателе
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Когда и сколько лет жил.
3. Детство писателя.
4. Где учился.
5. О ком или о чём писал.
6. Что ты читал?
7. Что тебе больше всего понравилось? Почему?
План
письменного отзыва о прочитанной книге
1. Автор, название книги.
2. Краткое содержание:
-тема;
-главные
герои;
-интересный отрывок или эпизод.
3. Чему учит
эта книга?
4. Выпиши значения неизвестных слов и выражений
(пользуйся словарём).
5. Понравилась
ли тебе книга? Почему?
6. Выполни иллюстрацию
(по желанию).
В классе слушаются и анализируют ответы всех детей,
школьники учатся работать по алгоритмам, объяснять, составлять высказывания,
оценивают поступки героев, делают свой первый нравственный выбор.
К.Д. Ушинский писал, что ребёнок живёт красками и
звуками. У Л.Н.Толстого в романе « Война и мир » Наташа Ростова говорит о
Пьере: «Безухов – тот синий, тёмно-синий с красным, и он четвероугольный ».
Классики давно подметили, что детям, подросткам легче
охарактеризовать человека и его поступки цветом, чем слово. Вот почему, знакомя
детей с психологическими произведениями И.С.Тургенева, Л.Н.Толстова, Д.Н. Мамина-Сибиряка,
предлагаю изображать героев сначала цветом, а сюжетную линию – цветовой гаммой.
Затем, рассказывая, ребёнок раскрывает свои чувства и понимание образа.
Развитие
воображения в устной речи даёт положительные результаты в письменной форме.
Примеры тому – сочинения-миниатюры,
размышления о герое, этюды-фантазии, экспромты на заданную тему.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь!
Хотите верьте,
а хотите – нет, а скажу вам только одно:
я вчера была в Китае! Там очень красиво! Причудливые домики, удивительные
растения. Я там познакомилась с мальчиком Айа-ми. Он очень милый. Айа-ми
показал мне разные достопримечательности Китая. Мы были в самом знаменитом
ресторане этой страны. Там подавали разные неизвестные блюда. Я попробовала
салат «Фен-шуй». Было очень вкусно, до тех пор, пока Айа-ми не сказал мне, из чего сделан этот салат. Блюдо было
приготовлено из трёх кузнечиков, ящерицы и листьев салата. Потом мы пошли
осматривать Великую Китайскую Стену. Она была такой огромной, что я ходила с
задранной головой. И ещё мы сходили в Китайский парк аттракционов. В общем, я
отлично провела день! Хотите - верьте, а хотите – нет, но завтра я собираюсь
в Африку! И вообще, очень интересную книгу мне подарили!
Екатерина
Ш.
Только совместными
усилиями школы, семьи,
библиотеки можно добиться того,
чтобы ребёнок полюбил
книгу.
«Привить
ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» – Х.С.Лупан.
Использованная
литература
1. Левин В.А. « Когда маленький
школьник становиться
большим читателем ». М., 1994г.
2. Полозова Т.Д. « Всем лучшим во мне
я обязан книгам ».
М.,
1990г.
3. Сухомлинский В.А. « Сердце отдаю
детям ».
Киев, 1960г.
4. Музыка Л.А. « Интерес к чтению:
как его пробудить? »
Начальная
школа. 2007.№ 6.
|