Во время прогулок в лес, на природу, вовлекая детей в удивительную страну походов и путешествий, необходимо раскрывать перед ними прекрасный мир родного края.
Нужно научить их чувствовать красоту природы, проявлять добрые чувства к ней, заботливо относиться к растениям и животным, привить им практические умения и навыки сознательного поведения на природе, выработать у них потребность трудиться на благо природы. Ибо природа – это труд и отдых человека, это его здоровье, это сама жизнь.
У туриста отношения с природой особые.
1. Ребята в походе – значит, в гостях у своего друга-природы. Необходимо на первой же прогулке в лес приучать их соблюдать чистоту, не засорять места привалов, уходя, собрать мусор в специальные пакеты. Лозунг юных туристов: «После нас лучше, чем до нас!»
Пусть дети запомнят:
- брошенная бумага лежит, не сгнивая, 2-3 года;
- полиэтиленовые пакеты не разлагаются, под ними гибнет все живое;
- стекло может «сработать» как линза, и в лесу возникает пожар.
Приучайте детей:
- не бить стеклянную посуду;
- не бросать консервные банки.
Осколок бутылки, консервная банка могут поранить ногу и через много лет!
2. Приучайте детей беречь почву – нашу кормилицу:
- избегайте в походах вытаптывания травы, повреждения растительности;
- объясните детям значение растительности в борьбе с ростом оврагов.
3. Пусть дети знают: чтобы вырастить дерево, потребуется много лет, а уничтожить его можно в один миг.
Много леса – не руби!
Мало леса – береги!
Нету леса – посади!
Лес – наше богатство и наше здоровье. Сокращение количества лесов уменьшает содержание кислорода в атмосфере, ведет к обмелению рек и озер.
Расскажите детям:
- одна сосна выделяет в год 2 тонны кислорода;
- один гектар зеленых насаждений обеспечивает кислородом 200 человек;
- один гектар леса очищает от углекислого газа и пыли 18 млн. куб. метров воздуха.
С первых шагов туристской жизни необходимо приучать юных туристов пользоваться металлическими колышками для палаток и специальными костровыми принадлежностями для приготовления пищи. Не разрешайте детям резать кору деревьев, ибо через рану проникнут микробы и вредные насекомые, они погубят дерево.
4. Познакомьте детей с растениями родного края, занесенными в Красную книгу.
5. Научите детей правилам сбора лекарственных трав:
- не вырывать их с корнем;
- оставлять наиболее крупные растения на семена;
- не обламывать ветви черемухи, рябины, шиповника, калины.
6. Младшие школьники во время туристских прогулок не разжигают костров – это дело требует много умений и навыков, в том числе и противопожарных. Поэтому поход первого костра рекомендуем проводить с учащимися 3-х классов. К этому времени дети должны твердо усвоить:
- костер по возможности нужно разводить на старом кострище, а в качестве дров брать старые поваленные стволы деревьев, валежник и сухостой;
- костер разводить лучше всего поблизости от воды, на полянах, в защищенных от ветра местах;
- категорически запрещается разводить костер среди деревьев под нависающими ветвями;
- покидая место привала, надо залить костер водой, уложить дерн.
Постоянно напоминайте юным туристам:
- из одного дерева можно сделать миллион спичек, но от одной спички может сгореть миллион деревьев;
- маленькая искра может вызвать большой пожар;
- пожар – самый страшный враг леса, его легче предупредить, чем потушить, его следы сохраняются до 50 лет, а сгоревший лес не всегда восстанавливается;
- небрежность и халатность в лесу с огнем – это преступление, караемое законом!
- при обнаружении лесного пожара, который нельзя затушить собственными силами, немедленно обратитесь за помощью в пожарную охрану.
7. В нашей заботе нуждаются многие насекомые: муравьи, шмели, пчелы, стрекозы. Одна большая колония рыжих муравьев за день уничтожает до 100 тысяч различных вредных насекомых. Несколько муравейников, находящихся на 1 га леса, полностью очищают его от вредных насекомых.
Дождевые черви перекапывают почву, рыхлят ее, делают более проницаемой для воды и воздуха, улучшают химический состав, способствуют росту плодородия, затаскивая в свои норки остатки растений.
8. Самое любимое занятие детей, легко доступное им, - охрана птиц.
Птицы – верные наши помощники, они уничтожают вредителей леса. Приучайте детей в походе заботиться о птицах, оставлять им остаток походной еды, не брать в поход собак, особенно в период массового выведения птенцов, собирать семена дикорастущих трав для подкормки птиц зимой.
Птицы – наши верные друзья в борьбе за высокий урожай:
- воробьи-родители приносят птенцам в день до 400-500 насекомых и гусениц;
- одна синица с рассвета до темноты осматривает до 2 тысяч веток, за год уничтожает до 6 млн. личинок;
- семья скворцов за время гнездования уничтожает до 8 тысяч майских жуков.
9. Приучайте детей слушать природу, слушать тишину леса. Шелест листьев, пение птиц, журчание ручейка благотворно влияют на человека. А шумные игры, громкая музыка и другие резкие звуки отрицательно действуют на обитателей леса. Не берите в поход магнитолы и плееры!
10. Вода – основа всего живого, но такова она только чистая.
Пусть дети не выбрасывают в водоемы мусор и пищевые отходы, пустые бутылки и консервные банки. Очень опасны для воды масляные и горючие вещества: только 1 г нефтепродуктов способен затянуть пленкой 10 кв.м водной поверхности; это плохо влияет и на обитателей подводного мира, и на прибрежную растительность.
Сбережение воды – тоже очень важная проблема.
- в год на одного человека тратится 8-10 тыс.м3 воды;
- чтобы произвести 1 центнер зерна, нужно 1000 м3 воды;
- в промышленности на 1 кВт электроэнергии нужен 1 л воды.
Во время туристских прогулок и походов вы можете встретиться со случаями нарушения правил охраны природы – как по незнанию, так и осознанными, с фактами загрязнения водоемов промышленными стоками, порчей лесонасаждений, гибелью рыбы, диких зверей и птиц, браконьерством на охоте и рыбной ловле. В целях воспитания у учащихся нетерпимого отношения ко всем неполадкам в жизни и природе мы не должны оставлять эти факты без внимания.
Главное – приучайте детей не быть равнодушными к природе. Настоящий турист – это друг и активный защитник природы.
Честова О.Л., педагог дополнительного образования ГОУ ДОД "Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий"
|