Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.12.2024, 02:36

Азбука 45

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [42]
Читаем книгу [7]
Краеведение [7]
Экология [4]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Хотите в сказку?
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Экология

Педагогам о правилах поведения на природе

Во время прогулок в лес, на природу, вовлекая детей в удивительную страну походов и путешествий, необходимо раскрывать перед ними прекрасный мир родного края.

         Нужно научить их чувствовать красоту природы, проявлять добрые чувства к ней, заботливо относиться к растениям и животным, привить им практические умения и навыки сознательного поведения на природе, выработать у них потребность трудиться на благо природы. Ибо природа – это труд и отдых человека, это его здоровье, это сама жизнь.

         У туриста отношения с природой особые.

         1. Ребята в походе – значит, в гостях у своего друга-природы. Необходимо на первой же прогулке в лес приучать их соблюдать чистоту, не засорять места привалов, уходя, собрать мусор в специальные пакеты. Лозунг юных туристов: «После нас лучше, чем до нас!»

         Пусть дети запомнят:

         - брошенная бумага лежит, не сгнивая, 2-3 года;

         - полиэтиленовые пакеты не разлагаются, под ними гибнет все живое;

         - стекло может «сработать» как линза, и в лесу возникает пожар.

         Приучайте детей:

         - не бить стеклянную посуду;

         - не бросать консервные банки.

         Осколок бутылки, консервная банка могут поранить ногу и через много лет!

         2. Приучайте детей беречь почву – нашу кормилицу:

         - избегайте в походах вытаптывания травы, повреждения растительности;

         - объясните детям значение растительности в борьбе с ростом оврагов.

         3. Пусть дети знают: чтобы вырастить дерево, потребуется много лет, а уничтожить его можно в один миг.

                                               Много леса – не руби!

                                               Мало леса – береги!

                                               Нету леса – посади!

         Лес – наше богатство и наше здоровье. Сокращение количества лесов уменьшает содержание кислорода в атмосфере, ведет к обмелению рек и озер.

         Расскажите детям:

         - одна сосна выделяет в год 2 тонны кислорода;

         - один гектар зеленых насаждений обеспечивает кислородом 200 человек;

         - один гектар леса очищает от углекислого газа и пыли 18 млн. куб. метров воздуха.

         С первых шагов туристской жизни необходимо приучать юных туристов пользоваться металлическими колышками для палаток и специальными костровыми принадлежностями для приготовления пищи. Не разрешайте детям резать кору деревьев, ибо через рану проникнут микробы и вредные насекомые, они погубят дерево.

         4. Познакомьте детей с растениями родного края, занесенными в Красную книгу.

         5. Научите детей правилам сбора лекарственных трав:

         - не вырывать их с корнем;

         - оставлять наиболее крупные растения на семена;

         - не обламывать ветви черемухи, рябины, шиповника, калины.

         6. Младшие школьники во время туристских прогулок не разжигают костров – это дело требует много умений и навыков, в том числе и противопожарных. Поэтому поход первого костра рекомендуем проводить с учащимися 3-х классов. К этому времени дети должны твердо усвоить:

         - костер по возможности нужно разводить на старом кострище, а в качестве дров брать старые поваленные стволы деревьев, валежник и сухостой;

         - костер разводить лучше всего поблизости от воды, на полянах, в защищенных от ветра местах;

         - категорически запрещается разводить костер среди деревьев под нависающими ветвями;

         - покидая место привала, надо залить костер водой, уложить дерн.

         Постоянно напоминайте юным туристам:

         - из одного дерева можно сделать миллион спичек, но от одной спички может сгореть миллион деревьев;

         - маленькая искра может вызвать большой пожар;

         - пожар – самый страшный враг леса, его легче предупредить, чем потушить, его следы сохраняются до 50 лет, а сгоревший лес не всегда восстанавливается;

         - небрежность и халатность в лесу с огнем – это преступление, караемое законом!

         - при обнаружении лесного пожара, который нельзя затушить собственными силами, немедленно обратитесь за помощью в пожарную охрану.

         7. В нашей заботе нуждаются многие насекомые: муравьи, шмели, пчелы, стрекозы. Одна большая колония рыжих муравьев за день уничтожает до 100 тысяч различных вредных насекомых. Несколько муравейников, находящихся на 1 га леса, полностью очищают его от вредных насекомых.

         Дождевые черви перекапывают почву, рыхлят ее, делают более проницаемой для воды и воздуха, улучшают химический состав, способствуют росту плодородия, затаскивая в свои норки остатки растений.

         8. Самое любимое занятие детей, легко доступное им, - охрана птиц.

Птицы – верные наши помощники, они уничтожают вредителей леса. Приучайте детей в походе заботиться о птицах, оставлять им остаток походной еды, не брать в поход собак, особенно в период массового выведения птенцов, собирать семена дикорастущих трав для подкормки птиц зимой.

Птицы – наши верные друзья в борьбе за высокий урожай:

         - воробьи-родители приносят птенцам в день до 400-500 насекомых и гусениц;

         - одна синица с рассвета до темноты осматривает до 2 тысяч веток, за год уничтожает до 6 млн. личинок;

         - семья скворцов за время гнездования уничтожает до 8 тысяч майских жуков.

         9. Приучайте детей слушать природу, слушать тишину леса. Шелест листьев, пение птиц, журчание ручейка благотворно влияют на человека. А шумные игры, громкая музыка и другие резкие звуки отрицательно действуют на обитателей леса. Не берите в поход магнитолы и плееры!

         10. Вода – основа всего живого, но такова она только чистая.

         Пусть дети не выбрасывают в водоемы мусор и пищевые отходы, пустые бутылки и консервные банки. Очень опасны для воды масляные и горючие вещества: только 1 г нефтепродуктов способен затянуть пленкой 10 кв.м водной поверхности; это плохо влияет и на обитателей подводного мира, и на прибрежную растительность.

         Сбережение воды – тоже очень важная проблема.

         - в год на одного человека тратится 8-10 тыс.мводы;

         - чтобы произвести 1 центнер зерна, нужно 1000 м3 воды;

         - в промышленности на 1 кВт электроэнергии нужен 1 л воды.

        Во время туристских прогулок и походов вы можете встретиться со случаями нарушения правил охраны природы – как по незнанию, так и осознанными, с фактами загрязнения водоемов промышленными стоками, порчей лесонасаждений, гибелью рыбы, диких зверей и птиц, браконьерством на охоте и рыбной ловле. В целях воспитания у учащихся нетерпимого отношения ко всем неполадкам в жизни и природе мы не должны оставлять эти факты без внимания.

         Главное – приучайте детей не быть равнодушными к природе. Настоящий турист – это друг и активный защитник природы.

 

Честова О.Л., педагог дополнительного образования ГОУ ДОД "Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий"

Категория: Экология | Добавил: lena (03.04.2014) | Автор: Честова О.Л.,
Просмотров: 646 | Теги: турист | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта



Лабиринт

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz