Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 19.09.2024, 11:32

Азбука 45

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [42]
Читаем книгу [7]
Краеведение [7]
Экология [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Хотите в сказку?
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Домашнее задание: учебный заказ учителю и самому себе
Опыт работы с образовательными интересами первоклассников

Мечта школьника – чтоб не задали домашнее задание. Сколько радости, когда учитель говорит, что сегодня задания не будет. Дети недоумевают – зачем сидеть над учебниками до глубокой ночи, если они и так в школе учатся шесть-семь часов; почему приходится испытывать стыд и страх в случае невыученного домашнего задания, когда хочется свободно экспериментировать, исследовать, искать и пробовать новое, свободно обсуждать с учителем свои открытия.

Не принуждение, а возможность

Для чего чаще всего задает учитель домашнее задание?

Думает, что не отработается навык, и задает массу упражнений.

Однако эффективна ли такая тактика? Считает, что формирует самостоятельность? Но происходит ли это, если уроки со многими детьми делают родители или по крайней мере контролируют выполнение заданий?

Мы посмотрели на домашнее задание для ребенка, который только входит в школу, как на возможность продолжить дома работу с тем, что увлекло его в школе. Выбор ребенком формы и типа домашней работы помогает учителю увидеть, насколько ребенку интересен тот или иной учебный материал, и подсказывает те задания, которые он сам без посторонней помощи может выполнить. А качество выполнения домашнего задания показывает учителю степень самостоятельности в удержании и исполнении задания.

«Можно я сделаю это дома?»

В начале 1 класса учитель не говорит про домашнее задание, а ждет первого обращения от учеников. Например, «дайте мне такую же карточку домой» или «а можно я это же поделаю дома?». Получив первое обращение, учитель поддерживает инициативу ребенка о домашнем задании. На следующий день он демонстрирует классу выполненную работу. С ее обсуждения может начаться учебный день, можно начать урок с детского задания, принесенного из дома.

Затем учитель опять ждет следующих обращений детей о домашнем задании. Когда они становятся частыми, учитель фиксирует выбранные и сделанные домашние задания в таблице, висящей в классе.

Первокласснику еще трудно удержать свой выбор, а запись помогает ему не забыть свое задание, сравнить, что выбрал и что сделал. В заполнении таблицы важно записать сделанную работу, отмечая детей, которые и дома смогли выполнять какие-то задания. Сначала поощряется сам факт продления учебной работы дома.

Регулярное заполнение учителем вместе с детьми этой таблицы побуждает не сделавших домашнее задание учеников на завтра попробовать его сделать, вернувшись к прежде выбранному или взять новое.

Учебное задание – это…

Мы сначала записывали задания, выполненные детьми, и просто фиксировали в таблице, акцентируя внимание на возможности ребенка и дома заниматься учебной работой. А сам факт выполнения задания показывал учителю, что конкретно ребенок выделяет из учебного процесса.

В начале учебного года первоклассниками выделялось несколько типов заданий:

– неучебные задания из игрового, дошкольного опыта (нарисовать, раскрасить, слепить);

– учебные задания, предложенные учителем;

– свои детские учебные задания, похожие на учительские (например, проходили, как пишется буква А, ребенок предлагает прописать букву Б).

Когда большая часть детей начинают делать домашнюю работу, учитель после заполнения таблицы обсуждает с детьми, относится или не относится сделанная работа к учебным заданиям. В ходе такого обсуждения у ребят возникает свое понимание учебного задания, возникает момент договора с учителем, что в школе, в их классе принимается как учебная работа. Это обсуждение помогает детям формировать и вычленять образ учебного действия, то есть, что понимается под таким действием и как мне, ученику, его осваивать.

Например, если я нарисовал рисунок, это не учебная работа, а если я к нему написал свой рассказ, то это в нашем классе считается учебной работой. Постепенно дети начинают отделять учебные задания от игровых, и их выбор сводится к двум последним пунктам.

Все успехи на виду

Когда учитель записывает предлагаемые варианты домашнего задания, у детей, которые еще не определились, есть возможность сделать свой выбор из веера предложенного или придумать свой вариант.

Общая работа по заполнению таблицы показывает значимость в учебном процессе продолжения и дома каких-то заданий. Учитель при заполнении таблицы акцентирует внимание детей на важности выполнения домашнего задания, показывает при всем классе прирост каждого, удачи и сильные стороны в выполненной работе. Учебные задания, интересные для всех, обсуждаются и используются в классной работе. В 1 классе учитель дает максимум поддержки и поощряет любую работу ребенка дома, которая в детском понимании связана со школой.

Постепенно дети включаются в выполнение домашнего задания.

Преодоление трудностей

В течение года у детей были разные периоды с выполнением домашнего задания.

Распознание значимости домашнего задания для самого ученика. В начале 1 класса дети брали домашнее задание чаще из-за того, что их на это настроили родители, либо отказывались от задания. Постепенно какой-то вид работы начинал заинтересовывать, увлекать ученика, этим-то он и хотел заниматься и дома. Например, в классе работали в прописи, это понравилось ребенку, и он спрашивает у учителя: «Можно я поработаю в прописи дома?»

Проба самому удержать домашнее задание. Определившийся с домашним заданием ребенок может один день его выполнить, а другой нет. За это нельзя порицать ребенка, а необходимо выяснить, почему он не смог сделать работу: не рассчитал время на игру и работу, выбрал слишком сложную работу или были еще какие-то причины?

Прекращение домашней работы из-за того, что ребенку не хватало сил самому удерживать домашнее задание. В школе учебная работа задана самим процессом, а дома необходимо самому удерживать весь комплекс учебных действий при выполнении домашнего задания. При этом некоторым детям трудно организовать себя по времени, другие испытывают необходимость во взрослом внимании и поддержке, третьи с трудом ориентируются в учебном материале. Ребенок не в силах справиться с разрешением своей трудности, которую он чаще всего и не видит, поэтому он и прекращает делать домашнее задание.

Обращение за помощью к взрослому, так как ученик сам еще не может понять, что ему мешает выполнить домашнее задание. В атмосфере подчеркнутой ценности домашнего задания у ребенка возникает желание его выполнить, но в опыте уже есть столкновение с трудностью, которая не позволила дома делать учебную работу. Тогда чаще всего ребенок обращается за помощью к взрослому. В большинстве случаев это родители. Здесь взрослому нужно выяснить трудность и четко наметить шаги ее преодоления. В период, когда ребенок перестает делать домашнее задание, учителю важно вместе с родителями внимательно отнестись к этому и совместно помочь ребенку.

Выполнение ребенком домашнего задания с пониманием, когда, как, где ему удобнее выполнять задание, выбранное им самим.

В течение года устраивались консультации с родителями, чтобы помочь детям актуализировать то, что было в школе на уроках, в предмете, а не только в отношениях с одноклассниками. При этом мы стремились помочь каждому ребенку понять, что ему мешает выполнить домашнее задание: то ли непонимание задания, то ли неспособность самому организовать рабочее место или время, то ли нехватка эмоциональной поддержки и уверенности, что все получится.

Новые виды работ, новые учебные действия

К концу года большинство детей могли удержать выбранное домашнее задание и самостоятельно организовать его выполнение. Типы выбираемых домашних заданий перешли от неучебных к учебным. Среди них были: учительские задания; детские учебные задания по типу учительских; задания-исследования (например, хочу узнать про динозавров, хочу узнать, где живут звуки).

Уже во 2–3 классе дети четко формулировали свой учебный заказ учителю на тренировку какого-то навыка. Например, Гузель, услышав чтение Маши, которое привлекло внимание всего класса, просит учителя научить ее читать так же, как Маша. И учитель вместе с ученицей намечает типы упражнений по выразительному и быстрому чтению.

Во 2–3 классе появляются новые виды работ для смысловой линии в новых учебных действиях. Например, при написании изложения задавались вопросом: зачем людям писать изложение? В результате в классе появились, например, тексты-записи известных мультфильмов, которые дети отгадывали и обсуждали, как близко к содержанию написан текст, насколько он понятен, на какие события мультфильма обращает внимание автор текста.

На новенького

Бывало, что на втором, третьем, а то и на пятом году обучения в класс попадал новенький – ребенок с негативным опытом домашнего задания. Учитель и ему предоставлял возможность выбора из тех заданий, которые предлагали дети, можно было предложить свое задание. Чаще всего такие дети выбирали знакомые по прошлому обучению задания и на класс или два ниже – где они себя чувствовали уверенно и успех был гарантирован. Потом они проходили период отказа от домашнего задания и только затем начинали делать домашнее задание в соответствии со своим интересом или учебным заказом.

В 3–5 классах ученикам становились все больше интересны парные и групповые задания.

Если вы решили попробовать, то...

…главной ценностью должно оставаться творческое и самостоятельное выполнение учеником домашнего задания, а значит, всегда нужно предоставлять свободу выбора, акцентируя внимание детей на том, как значима и интересна избранная работа для автора, как важен любой выбор –прописывать буквы или написать рассказ; решать примеры или создавать фигуры, равные по площади, но разные по форме.

…проявляйте внимание к самому процессу выполнения домашнего задания учеником, выслушивайте рассказы детей об их победах и открытиях, которые состоялись дома в ходе работы.

…соотносите вместе с детьми выбранное и сделанное задание, показывая динамику и сильные стороны выполненной работы, даже если это было игровое дошкольное занятие;

…проявляйте особое терпение и неизменную тактичность, особенно в момент отказа от выполнения домашнего задания;

…помните, что человеку после его отказа от какой-то деятельности необходимо дать паузу, время для невключенности в эту деятельность, чтоб он сам вернулся в нее;

…не жалейте времени на разбор проблем, трудностей при выполнении домашнего задания как в индивидуальном обсуждении, так и в коллективном, совместно с детьми, находя и показывая возможные пути преодоления затруднений;

…не забывайте включать интересные детские задания, темы, открытия, сделанные дома, в учебный процесс. Это позволит ребятам чувствовать себя соавторами собственного образования.

Зоя Монасевич




Источник: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201100313
Категория: Мои статьи | Добавил: lena (26.03.2011) | Автор: Зоя Монасевич
Просмотров: 1472 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта



Лабиринт

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz