«Дифференцированная работа на уроках с использованием краеведческого материала»
«Дифференцированная работа на уроках с использованием краеведческого материала»
Московченко Е. Н. учитель начальных классов МОУ сош № 45 г. Белгород
Уже несколько лет наша школа работает по программе «Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона средствами краеведения». Влюбленность в свою малую родину веками была присуща жителям нашей страны. Мы очень любим тот уголок земли, где родились, росли, повзрослели. А научить детей любить свой родной край - это святая обязанность учителя. С самого раннего возраста нужно рассказывать детям о родном городе, районе, селе. Значит, краеведение является одним из актуальных вопросов для граждан нашей страны. Вопросы краеведения можно рассматривать, как и во внеурочное время, так и на уроках. В ходе эксперимента мною были составлены карточки по математике и русскому языку, собран материал о растениях и животных Белгородской области, в своем классе создали детское научное общество по изучению природы родного края, составлено чистописание с элементами краеведения. Мною создана адаптивная программа по математике для 3 класса с элементами краеведения. Если более конкретно рассматривать вопрос о краеведении, то можно сказать, что элементы краеведения можно включать во все этапы урока. Я хочу остановиться на каждом конкретном уроке в начальной школе. Моя тема самообразования «Дифференцированная работа на уроках математике в системе развивающего обучения». Работая на уроках, использую элементы краеведения. Например: изучаем тему «Площадь» и находим площадь спортивного зала школы, стадиона. Более сильная группа учащихся получает дополнительное задание: «Найти площадь спортивного зала, если бы он имел квадратную форму». Много задач краеведческого характера решаем на устном счете. Например, «Герб г. Белгорода был утверждён в 1730 году. Сколько лет прошло с тех пор?», «В Белгородской области 11 сахарных заводов, 6 консервных комбинатов, 10 мясокомбинатов, 22 молокозавода. Сколько всего предприятий по переработке сельхозпродукции в нашем крае?» Дети с удовольствием выполняют такие задания. Например, решаем текстовую задачу про кинотеатры. Вспоминаем, какие кинотеатры есть в нашем городе? Какой вам больше всех нравиться? В каких кинотеатрах вы были всей семьёй? Предлагаю сильным ученикам составить краткое сообщение о любом кинотеатре города. На уроках русского языка пишем чистописание, используя слова краеведческого характера. «Запишите названия городов в алфавитном порядке. В Белгородской области девять городов: Белгород, Старый Оскол, Новый Оскол, Грайворон, Алексеевка, Короча, Шебекино, Губкин, Валуйки». Таким образом, знакомимся с городами, сёлами, реками Белгородской области, со знаменитыми людьми нашего края. Учимся составлять предложения о родном городе. Использую составленные мною карточки по русскому языку. Они содержат краеведческую информацию. На уроках чтения тоже используем элементы краеведения. Изучаем творчество белгородских писателей и поэтов. Учимся сочинять стихи. Так, например, звучит стихотворение ученицы 1 класса Аладьиной Анастасии: Зелёный стебелёк, Красный лепесток, Желтая серединка, А на ней росинка. Очень много внимания краеведению мы уделяем на уроках природоведения. Много собрано материала о растениях и животных нашей области. Ребята собирали и составляли гербарий растений. Дети с удовольствием работают на этих уроках. Выступают, комментируют, спорят. Дифференцированная работа помогает даже слабым ученикам получать очень хорошие оценки. Они с радостью берутся за приготовление докладов, их оформление. На таких уроках ребята узнают лучше свой край, учатся любить свою малую родину. И эта любовь передаётся через уроки. Я считаю, что краеведение должно стать отдельным предметом во всех школах и во всех классах.