Важнейшее положение ФГОС — «эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».
Инна Валерьевна Рябушкина в своем выступлении отметила, что информационно-образовательная среда (ИОС) УМК «Школа России» включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС и мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса.
Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС.
Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов ко всем завершенным предметным линиям, входящим в состав УМК «Школа России», разработаны в соответствии с требованиями ФГОС (раздел III, п. 19.5.), ориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и являются надежным инструментом их достижения. Имеются в виду рабочие программы ко всем 15-ти завершенным предметным линиям, входящим в состав УМК «Школа России», как включенные в настоящий сборник, так и выпущенные отдельными изданиями.
Слушатели курсов рассмотрели методическую оболочку системы учебников, которая представлена рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, многоплановыми методическими пособиями, высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр.
Система учебников «Школа России» и ее методическая оболочка интегрированы в целостную методическую систему УМК, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС. Единая информационно-образовательная среда УМК «Школа России» обеспечивает эффективность реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Основополагающие принципы УМК «Школа России»:
- Принцип воспитания гражданина России.
- Принцип ценностных ориентиров.
- Принцип обучения в деятельности.
- Принцип работы на результат.
- Принцип синтеза традиций и инноваций в образовании.
В учебных курсах образовательной системы «Школа России» широко и последовательно применяются такие инновации как формирование универсальных учебных действий, организация проектной деятельности, работа с различными носителями информации, создание портфолио учащихся, итоговые комплексные работы и другие, носящие как общий, так и предметный характер.
В целом в УМК «Школа России» полностью задействован инновационный потенциал Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Инна Валерьевна особо подчеркнула соответствие целевой установки УМК «Школа России» и идеологической основы ФГОС (Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России), а именно, современного национального воспитательного идеала.
Рябушкина И.В. представила основные принципы, на которых основывается концепция УМК «Перспектива». Все принципы отражают современные тенденции образования, учитывают потребности современного общества. Учебники УМК «Перспектива» выстроены в новой идеологии, которая предполагает 4 основных направления и проходят красной нитью через все страницы учебников.
Вниманию участников регионального семинара была предложена выставка учебно-методической литературы по УМК «Школа России» и «Перспектива