по материалам
книги «Все о
младшем школьнике» ( под редакцией
Виноградовой Москва, «Вентана -Граф»,
2004
Во многих школах перед началом обучения с будущими первоклассниками
проводится собеседование, дети выполняют определенные задания. Родителей
интересует, зачем это делается, что хотят выяснить педагоги. Сначала нужно осветить
правовую сторону вопроса.
Справка юриста Министерство образования издало приказ,
запрещающий устраивать для дошкольников экзамены при поступлении в школу, на
основе которых решается вопрос о принятии (непринятии) ребенка в первый класс или
зачислении его в особый класс (коррекции, выравнивания и пр.). Собеседование, которое
проводит учитель при участии психолога, логопеда в естественной дружеской обстановке, преследует цель знакомства педагога с будущим учеником, его
особенностями, индивидуальными чертами,
интересами, мотивами учения. Делается
это для того, чтобы учитель мог скорректировать обучение, быстрее наладить контакт с учащимися. Обязать
родителей пройти с ребенком
собеседование школа не имеет права.
Многие учителя считают, что чем больше знаний приобретет ребенок до школы, тем
успешнее он будет учиться. Однако исследования психологов показали, что жесткой
зависимости между знаниями детей и их успехами в процессе обучения нет.
Нередко дети, схожие по своим знаниям до обучения в школе, уже к концу первого
класса демонстрируют совершенно разные успехи, а с годами эти различия растут.
В чем причина? Как правило, в том, что эти дети имели разный уровень подготовленности
к школе. Поэтому, несмотря на одинаковый стартовый уровень знаний, их успехи в
обучении оказались различными. Таким образом, можно сделать вывод: чем выше готовность ребенка к
школе, тем успешнее проходит процесс его обучения. Поэтому, если ваш ребенок
неохотно идет в школу, испытывает трудности в обучении и не имеет желания
заниматься, нужно выяснить, отчего это происходит. И чем раньше вы это определите, тем
легче быстрее
можно будет преодолеть возникшие трудности.
Что же такое
готовность ребенка к школе и как ее определить? Готовность ребенка к обучению бывает
физическая и психологическая.
Физическая готовность — это состояние
здоровья. Чем здоров ребенок, тем больше вероятность того, что он будет
успешно учиться. Наверное, не стоит объяснять, как важно сохранять и укреплять
здоровье.
Если у вашего ребенка есть хронические заболевания, если он часто и
длительно болеет, ослаблен, быстро утомляется, отстает в физическом развитии от своих
сверстников,
имеет врожденную предрасположенность к каким-либо тяжелым заболеваниям,
перенесенные серьезные травмы/ (в том числе и
родовую) или сложные операции в дошкольном возрасте, то все это может помешать ему не
только хорошо
учиться, но и полноценно реализовать себя в школьном коллективе, а затем и в жизни.
Поэтому укрепление здоровья ребенка — это первое необходимое условие успеха в учении.
Подробно об этом вы прочтете в специальном разделе книги.
Психологическая
готовность детей к обучению это совокупность качеств, которые важны для формирования учебной
деятельности и нормальной адаптации ребенка к школе Психологическая готовность
включает в себя личностную и интеллектуальную готовность.
Личностная готовность проявляется в желании учиться, в умении общаться со
сверстниками и взрослыми, в способности принять свое положение школьника. С приходом в
учебное заведение ваш ребенок попадает в новую для него среду, где много
незнакомых детей и взрослых и нужно суметь построить с каждым из них отношения теперь когда началась
его школьная жизнь, обратите особое внимание на то, как ребенок общается со
сверстниками, нравится ли ему игра' с другими детьми, есть ли у него друзья,
умеет ли он общаться со взрослыми и т.д.
Трудности общения, которые проявляются в школе, нередко про- воцируем мы,
родители: не разрешаем ребенку дружить с теми, кто им нравится, не поощряем коллективные игры,
оберегаем детей от контактов с незнакомыми сверстниками и.т.п. А мы должны,
напротив, помочь ребёнку наладить общение, сформировать умение сотрудничать.
Но особенно важно сформировать положительное отношение ребенка к школе,
к учебе, к познанию нового.
Следует подчеркнуть, что развитие личностной готовности детей в основном
зависит от взрослых.
Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития восприятия,
памяти, мышления, речи, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций,
произвольностью психической деятельности (умением организовать себя,
действовать по заданным правилам, слушать и выполнять задания взрослого,
работать, ориентируясь на образец, и.т.д.), кругозором ребенка.
Многолетняя
практика позволяет говорить о следующей зависимости: если ребенок пришел в
школу с высокой готовностью к обучению, то, как правило, у него есть запас
знаний, необходимых для освоения школьной программы. Такой ребенок с большой
долей вероятности будет учиться успешно. Отмечается и другая зависимость:
ребенок может уметь читать и считать, но, если его готовность к обучению
низкая, он будет успешно учиться только в первые месяцы.
Как проверить готовность ребенка учиться, выявить особенности его интеллектуального развития смотрите здесь
|