Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 23:46

Азбука 45

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Хотите в сказку?
Форма входа
Главная » 2011 » Ноябрь » 2 » Всероссийский информационно-практический семинар
10:19
Всероссийский информационно-практический семинар
Всероссийский информационно-практический семинар
«Развитие вариативных форм дошкольного образования Белгородской области как фактор повышения его доступности и качества»
получил оценку «ОТЛИЧНО»

27 октября в областном центре состоялось знаковое образовательное событие: прошёл Всероссийский информационно-практический семинар, основную проблематику которого обусловили вопросы реализации вариативных форм дошкольного образования. Белгородский регион стал, в определённом смысле, презентационной и одновременно учебной площадкой для гостей из 26 субъектов Российской Федерации. Достаточно широкий контингент участников (92 представителя) – уполномоченные по правам ребёнка российских регионов, представители органов управления образованием, руководители государственных и частных ДОУ, специалисты учреждений дополнительного образования. И столь же масштабная «география»: Ленинградская, Волгоградская, Калужская, Брянская, Курская, Орловская, Нижегородская, Ивановская, Архангельская, Ярославская, Тамбовская, Пензенская области, Забайкальский и Ставропольский край, Республики Башкортостан, Коми, Адыгея, Саха (Якутия), города Санкт-Петербург, Оренбург, Сыктывкар, Воронеж… Для участников мероприятия был тщательно продуман информационно насыщенный маршрут: обсуждение ключевых позиций в ходе пленарного заседания (на площадке «Амакс конгресс-отеля»); знакомство с нормативно-правовой и методической базой учреждений, реализующих альтернативные формы дошкольного образования (частные детские сады, семейные группы на дому); визуальное знакомство с опытом работы белгородских «первооткрывателей», внедряющих эти новшества; подведение итогов за «круглым столом».

Подчеркнём, что семинар проходил под патронажем Министерства образования и науки РФ, потому и участие высоких гостей – заместителя начальника отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Т.Н. Алексеевой, советника Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка С.В. Кандрикова – придало мероприятию статус форума, объединившего людей инициативных, грамотных, уверенных в необходимости организационно-экономической реформы дошкольного образования. В Приветственном слове Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка П.А. Астахова, которое озвучила Татьяна Николаевна, главой государство чётко определены приоритеты государственной политики в сфере дошкольного образования.


«Надеюсь, что новые подходы в модернизации дошкольного образования, найденные в Белгородской области, станут для кого-то ориентиром в собственной деятельности, для других – поводом для сравнения с эффектами модернизации, которые имеют место в их регионе. Главное, что мы совместными усилиями решаем проблему доступности дошкольного образования для детей Белгородчины, соблюдая все требования «Закона об образовании» и Конвенции о правах ребёнка», - отметил, открывая семинар, начальник департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области Ю.В. Коврижных.

В последние годы на государственном уровне дошкольному образованию уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствуют принимаемые законы, другие нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, поручения Президента РФ и Правительства по вопросам дошкольного образования. Дошкольное образование является предметом депутатских слушаний и профессионально-общественных дискуссий. Это не случайно, так как потребность в услугах дошкольного образования не удовлетворена, очередность при всех предпринимаемых шагах не снижается (в очереди на получение места в ДОУ нуждаются 1,9 млн. детей). Другими словами, система не успевает за ростом рождаемости и желанию, возможностям родителей отдать ребенк в дошкольное учреждение.


О том, какие меры по обеспечению доступности дошкольного образования принимаются в российских регионах, шла речь в выступлении заместителя директора департамента общего образования Минобрнауки РФ И.И. Тарадановой. «Установлен предельный размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. № 207 – ФЗ): не более 20% от всех расходов ОУ на содержание ребенка, для многодетный семей – не более 10% указанных расходов. Введена новая форма материальной поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста – компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, в т.ч. негосударственных, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном – по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества. В рамках комплекса мер принят ряд нормативных документов (один из них – Типовое положение о ДОУ 2008 года) и разработан ряд методических рекомендаций, в том числе по введению в ДОУ новых систем оплаты труда (укрепление кадрового потенциала)», - пояснила Ирина Ивановна.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. Среди проектов ОНДП особую роль занимает проект «Развитие дошкольного и общего образования». Он предполагает внедрение современных финансовых механизмов развития конкурентной среды, обновления дошкольного образования; обеспечение финансовой доступности дошкольного образования для семей, принадлежащих к разным социальным слоям и группам населения; развитие современных гибких моделей дошкольного образования.


Статистические данные, представленные Ириной Тарадановой, наглядно продемонстрировали современное состояние системы дошкольного образования. И количественно, и качественно меняется сеть учреждений, реализующих программы дошкольного образования: если на 1 января 2007 года таких учреждений было 54 971, то в 2011 году их стало уже 56 248. Большинство учреждений дошкольного образования – это дошкольные образовательные учреждения, наши традиционные детские сады 8 видов. Но есть еще учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста – начальные школы-детские сады и прогимназии, есть дошкольные группы в общеобразовательных школах (их количество увеличилось за 4 года почти вдвое), есть дошкольные группы в учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры и социального назначения. Такое качественное изменение сети – результат изменений в нормативно-правовой базе.

Пока слабо развивается негосударственный сектор дошкольного образования. Но изменения в сфере нормативного правового регулирования деятельности НОУ должны значительно изменить ситуацию. Постепенно увеличивается охват детей дошкольным образованием. Так в 2011 году он составил 59,8% от общей численности детей в возрасте от 1 года до 7 лет по сравнению с самым низким показателем – 53,9% в 1998 году, и 63,9% в 1991 году.

К новым организационным формам дошкольного образования относятся: так называемые «семейные детские сады», или встроенные детские сады, надомные или гувернерские группы, семейные клубы, социальные игровые комнаты – как структурные подразделения муниципальных или государственных ДОУ, которые обеспечивают указанные формы кадрами, осуществляют психолого-педагогическое сопровождение и контроль. Что же необходимо для внедрения современных моделей дошкольного образования? Прежде всего, нормативные механизмы - Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания содействия гражданам в получении образования в негосударственных образовательных учреждениях»; новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, 2011 год (помимо групп четырех разных направленностей – общеразвивающей, оздоровительной, компенсирующей, комбинированной, как организационные формы вводятся группы семейного воспитания и группы присмотра и ухода за детьми в качестве структурных подразделений государственных и муниципальных ДОУ); финансовая поддержка с федерального и муниципального уровней. К слову, в Тамбовской области выделяются гранты на развитие дошкольного образования.


Далее - разработка рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

И, естественно, внедрение современных моделей дошкольного образования невозможно без изучения и распространения опыта российских регионов. И, забегая немного вперёд, отмечу, что опыт Белгородской области по внедрению альтернативных форм дошкольного образования получил самую высокую оценку гостей региона. И это вполне обоснованно: за всеми положительными результатами белгородских инноваторов очевидна колоссальная методическая работа и консультативная помощь специалистов областного департамента образования, культуры и молодёжной политики и Белгородского регионального института ПКППС.

«Значимость дошкольного образования обусловлена множеством причин: это социализация в среде ровесников, сохранение здоровья детей, работа специалистов с семьёй, доступность качественного образования для всех нуждающихся в нём. Поэтому и прецеденты, возникающие в системе дошкольного образования, требуют не только исправления, но и нивелирования причин, вызывающих эти проблемы », - обозначил своё видение ситуации советник Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Сергей Владимирович Кандриков.

Одна из главных проблем – несоответствие количества детей, нуждающихся в дошкольном образовании, организационно-техническим возможностям ДОУ в удовлетворении этих потребностей. Так, в некоторых регионах количество детей (наполняемость группы) нередко превышает допустимые нормы и может составлять 150% (!). В Московской, Воронежской, Калужской и ряде других областей (республик) помещения ДОУ находятся в нецелевом использовании. Средства на реконструкцию дошкольных учреждений либо не выделяются, либо финансирование осуществляется по «остаточному принципу». Альтернативные формы ни потребителями, ни организаторами дошкольного образования не рассматриваются всерьез. А ведь разным категориям детей необходимы разные услуги. Один ребенок может находиться в детском саду круглосуточно, другой приходит только в группу кратковременного пребывания, а третий нуждается в коррекционной образовательной программе. «Все нарушения прав детей нашими специалистами фиксируются, затем выносятся соответствующие предписания. Чёткое исполнение указаний по особо проблемным аспектам находится на контроле у президента», - заявил Сергей Кандриков.


Информационно-аналитический отчёт о доступности и повышении качества дошкольного образования на Белгородчине представил начальник департамента образования, культуры и молодёжной политики Ю.В. Коврижных. Услугами дошкольного образования, развития, присмотра и ухода охвачено 60 049 детей дошкольного возраста. В регионе действуют целевые программы и концепции, среди которых - «Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года», «Развитие образования Белгородской области на 2011-2015 годы» и др. Помимо традиционных форм деятельности (строительство новых ДОУ, реконструкция и возврат зданий, перепрофилирование учреждений в ДОУ, открытие дополнительных групп в ДОУ и школах), развиваются вариативные формы дошкольного образования. Негосударственные модели - частный детский сад (в типовом здании, в квартире, в частном домовладении); услуга по присмотру и уходу за детьми; развивающие Центры. Муниципальные модели: группа кратковременного пребывания; консультативный пункт; семейная группа; группа на сельском подворье; центр игровой поддержки и др. Названные направления имеют обоснование в качестве нормативно-правовой и методической базы (постановления правительства области, соответствующие письма и приказы департамента).

«Стоимость пребывания детей в учреждении варьируется от вида оказываемой деятельности: в МДОУ - в среднем 4,8 тысячи рублей в месяц, в МДОУ без образовательной услуги - в среднем 2,3 тыс. руб. в месяц. Мероприятия, направленные на поддержку развития вариативных форм дошкольного образования: совершенствование на федеральном уровне нормативной правовой базы; оптимизация и согласованность требований надзорных органов (санитарных, пожарных и других служб); предоставление преференций физическим и юридическим лицам, оказывающим услуги для детей дошкольного возраста (льготы на коммунальные услуги, аренду земли и помещений, налоговые льготы и др.)», - пояснил Юрий Васильевич.


Опыт по развитию сети дошкольных учреждений представила начальник управления образования администрации Старооскольского городского округа А.Г. Филимонова. В этой территории функционируют 18 детских садов, 12 детских садов комбинированного вида, 17 садов общеразвивающего вида, 1 – компенсирующего вида, 14 Центров развития ребёнка, 1 детский сад присмотра и оздоовления. Меры, принимаемые в муниципалитете по расширению сети ДОУ: реконструкция и возврат в сеть типовых зданий; капитальный ремонт действующих детских садов; строительство новых детских садов. Помощь в совершенствовании материально-технической базы учреждений дошкольного образования оказывает ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат». В округе действует автоматизированная система учета детей, осуществляется сетевое взаимодействие образовательных учреждений разных типов; успешно внедряются формы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (в 2010 – 2011 учебном году для детей с ограниченными возможностями здоровья функционировали 70 групп коррекционной направленности), дошкольное образование получают 69 детей-инвалидов).

О применении механизмов частно-государственного партнёрства в сфере дошкольного образования шла речь в докладе начальника управления образования администрации г. Белгорода А.А. Мухартова. В областном центре функционируют 65 муниципальных детских садов, 10 негосударственных (частных) детских садов («Рождественский», «Покровский», «Радуга», «Изюминка», «Волшебная страна», «Элита» - 2, «Точка роста», «Ванечка», «Кроха»), 4 образовательных учреждения (начальная школа-детский сад №44», прогимназия №51, частная школа «Искорка», гимназия №3). Также Андрей Александрович представил алгоритм создания частных дошкольных образовательных учреждений: от консультирования предпринимателя до получения ими лицензии на право ведения образовательной деятельности.


«Виток развития альтернативных форм дошкольного образования пришёлся на 2010-2011 годы. В это же время были приняты областные документы, направленные на поддержку развития альтернативных форм предоставления дошкольного образования. Утверждены нормативы финансирования муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Белгорода. Всё это позволило заложить основу для развития новых форм дошкольного образования. Кроме того, в муниципалитете есть самые позитивные планы на ближайшую перспективу: открытие до конца 2011 года частных детских учреждений - ЧДОУ «Детский сад Гудвин», частные детские сады «По зернышку», «Непоседы», «Маленькая страна», «ХАУС», «Мультипраздник», - резюмировал Андрей Мухартов.

Об организации вариативных форм дошкольного образования в сельской местности рассказала начальник управления образования администрации Шебекинского района Г.А. Шаповалова. Здесь создана система воспитания и обучения детей в дошкольных группах при школах: режим деятельности учреждения составлен в зависимости от социального заказа и запросов родителей, наличия специалистов; физкультурно-оздоровительная работа осуществляется в соответствии с условиями, существующими в ОУ; систематизированы формы организации учебно-воспитательного процесса. Данная форма организации деятельности дошкольников является достаточно распространённой. В частности, в «Вознесеновской средней школе Шебекинского района Белгородской области» функционирует разновозрастная дошкольная группа (от 5 до 7 лет), созданы условия для всестороннего воспитания, обучения и развития детей. Преимущества такого тесного «соседства» понятны - обеспечение непрерывности образования, в которой дошкольное воспитание является первой ступенью; удовлетворение потребностей семьи и общества в уходе и присмотре за детьми, сохранении и укреплении их здоровья; реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ.


Однако особой гордостью Шебекинского района является группа дошкольного возраста муниципального дошкольного учреждения «Детский сад «Ромашка» села Белянка на сельском подворье в селе Козьмодемьяновка. Открыт в 2009 году на основании постановления главы администрации Шебекинского района по поручению губернатора Белгородской области Е.С. Савченко.Руководит им Татьяна Александровна Галушко – человек творческий, деловой, влюблённый в своё дело и в своё «детище». Свой собственный дом она переоборудовала в детский сад для десяти сельских ребятишек, решив тем самым проблему организации образовательной деятельности в небольшом селе, где отсутствует муниципальное дошкольное учреждение. Персонал в «Ромашке» тоже небольшой: два педагога, помощник воспитателя, повар. Развивающая среда в группе на сельском подворье вполне достойная: приёмная, уютная игровая комната, светлая комната для занятий, вкусная «домашняя еда». На улице – игровая площадка с уютной беседкой, фигурами ландшафтного дизайна, качелями. Но главное – привычная, домашняя, обстановка, тёплая атмосфера заботы и нежности. Потому и дети иду в этот сад почти, как к себе домой. Тем более, что он находится на одной улице.

«Плачу любые деньги за информацию о месте в детском саду!» - таких криков о помощи на форуме интернет-портала «Белмама.ру» немало. Родители малышей обращаются сюда со своими проблемами, предложениями, откликами. Важно, что из этого портала вырос электронный журнал «Белмама» и журнал «Родительский репортёр», который ежедневно пролистывают более 500 пользователей. И число гостей сайта постоянно увеличивается. О том, как средства массовой информации могут повлиять на развитие вариативных форм дошкольного образования, рассказала его редактор Ирина Белун. «Форма такого интернет-взаимодействия – это своеобразный срез социальных проблем нашего общества», считает Ирина. Главное понимать, что с форумами можно и нужно работать. Например, несколько родителей интересуются «Есть ли в Белгороде вегетарианский детский сад?». Пока нет. Следовательно, у предпринимателей появляется проект его создания, поскольку спрос рождает предложение. Возможно, на начальном этапе функционирования такого сада маленьких посетителей будет и не очень много. Но, как известно, новости быстро распространяются, особенно в «сети». А хороший идея – это хороший старт. Главное, что такая социальная сеть объединяет и родителей, и индивидуальных предпринимателей, и специалистов администрации. Одним словом, всех, кому не безразличны проблемы дошкольного образования.

Частный детский сад «Волшебная страна» вырос из детского клуба «Алиса». Расположен он Белгороде, на ул. Первомайской, 11. Его руководитель – Ирина Михайловна Мельникова – переоборудовала пятикомнатную квартиру в дошкольное учреждение. И 1 марта 2011 года (день рождения своего сада) она называет – «ЧУДО» (частное учреждение дошкольного образования). Сейчас 16 детей посещают «Волшебную страну». Здесь работают два воспитателя и няня; оборудованы игровая комната, две спальных комнаты, комната для индивидуальных занятий; кухня оснащена современным оборудованием; организовано четырёхразовое питание; оборудована комната гигиены. Преимущества «Волшебной страны» - привлечение к работе высококвалифицированных специалистов, возможность организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. И этот детский сад постоянно совершенствуется.

Ещё три не менее интересных объекта увидели гости семинара в ходе панорамного знакомства с вариативными формами дошкольного образования нашего региона. Первый визит – к создательнице дошкольного учреждения по присмотру и уходу за детьми «Изюминка» - Е.О. Киреевой. Он располагается в частном домовладении (открыт 19 сентября 2007 г.) в пос. Дубовое, на улице Парковая, 7. Площадь занимаемого помещения - 170 кв. метров. Списочный состав 32 ребенка. Когда только закладывался проект создания частного сада, Елена Олеговна не раз вспоминала слова героя мультфильма: «…Ты знаешь, я в детстве мечтал стать саксофонистом и очень много занимался, но мои родители считали, что это не профессия. И кто я теперь? Я – посудомойщик в ресторане, только потому, что оказался слабым перед обстоятельствами. Я прошу тебя: не сдавайся и сделай все, чтоб исполнить свою мечту…». Чудесное высказывание, а главное – действенное. Когда не всё удаётся, Елена, вспомнив это пожелание, начинает преодолевать обстоятельства. В 2007 году, когда она только арендовала коттедж, наняла сотрудников, возникало немало проблем: конфликты с соседями из-за шума, отсутствие медицинского сопровождения, трудности с организацией питания. Однако нашлись и выходы: договорились с родителями об уважительных отношениях с соседями, стали привлекать в ДОУ дополнительных специалистов, стали готовить пищу в домашних условиях… Сегодня Елена Киреева оценивает динамику развития своей любимой «Изюминки». Сад посещают 32 ребёнка, работают 12 сотрудников.

«Изюминка есть в каждом ребёнке!» - уверена Елена Киреева. Дети находятся в саду весь день, и необходимо, чтобы окружающая их обстановка способствовала пробуждению позитивных эмоций, раскрытию внутреннего мира и творческого потенциала малышей. Потому, Елена, проанализировав результаты работы, решилась на второй шаг – и 26 сентября 2011 года открыла частное дошкольное образовательное учреждение «Изюминка» в Белгороде на улице Славянской, 9 «б». Сад располагается в здании типового проекта на основании договора аренды с последующим выкупом. Его могут посещать 90 детей в возрасте от 2 до 6 лет. Оплата в месяц составляет 12 000 рублей. Надо заметить, здесь есть чем полюбоваться… Фотографии нынешних воспитанников, стилизованные «под винтаж», украшают стены холла; разновысокая ярких цветов мебель позволяет детишкам либо подняться до воспитателя, либо посмотреть на него сверху. На пушистых коврах можно не только весело играть, но и беседовать «глаза в глаза» (что необходимо в соответствии с пространственным принципом). В помещениях большое количество пособий и для коллективной, и для индивидуальной работы. А цветовой фон помещения – ванильного тёплого оттенка – успокаивает детей, напоминая об уюте родного дома.

Возможность изменения ландшафтной среды детского сада изначально был заложен в проекте. Елене Олеговна уже обозначила «пунктиром» территорию огорода-цветника, цветочных клумб, фруктовых деревьев и декоративных кустарников. К обустройству новой территории она наверняка подойдёт с изюминкой… Безусловно, коллектив и родители ребятишек Елену поддержат. Ведь, как говорил А. Сент-Экзюпери, «величие всякого ремесла, быть может, прежде всего, в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком».

…Роскошный музыкальный зал частного детского сада «Радуга» может легко превратиться в театр, выставочный зал, галерею, студию художественного танца. Большие зеркала, блестящие окна, всевозможные коврики, электронное пианино – всё это вместе создаёт творческое пространство детей и позволяет им заниматься разными видами деятельности, не мешая дуг другу. «Радуга» образована в 2008 году. С марта 2010 сад получил статус юридического лица, свидетельство о государственной регистрации и лицензию на право ведения образовательной деятельности как частное образовательное учреждение. Заведующий – Инна Фёдоровна Должикова. Учредители ЧДОУ «Детский сад «Радуга» С.Ю. Гончаров и Т.А. Мединцева.

Сегодня в детском саду работают четыре воспитателя, музыкальный руководитель и руководитель по изо-деятельности, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель английского языка, хореограф. Успешно проводятся оздоровительные мероприятия: лечебная верховая езда, употребление кислородных коктейлей, фототерапия, контрастное закаливание, самомассаж, дыхательная гимнастика, витаминотерапия и многое другое. Организация здорового питания – ещё одно значимое направление деятельности детского сада. Эстетическое оформление блюд, сервировка стола, сбалансированный рацион питания, соблюдение последовательности приёма пищи – вот те правила, которых неукоснительно придерживаются в «Радуге». А ещё здесь введены свои особые традиции: фруктовый шведский стол и чайная русская церемония. Детишкам чрезвычайно нравится!

Посетив дошкольные учреждения нашего региона, участники семинара пришли к выводу, что деятельность педагогических коллективов подчинена главным принципам детства – найти индивидуальный подход к каждому малышу, выбрать правильную дистанцию в общении и всегда учитывать психологическое состояние ребёнка. Руководители частных дошкольных учреждений, выбравшие миссию реформаторов, стремятся к созданию инновационного образования, то есть, образования развивающего и развивающегося. И это один из выходов из сложившейся ситуации дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях. С малышами работают профессиональные педагоги, а сами учреждения имеют лицензию на ведение образовательной деятельности. Кроме того, частные ДОУ отвечают всем нормам пребывания детей. Каковы перспективы развития системы дошкольного образования? В рамках Концепции долгосрочного экономического развития Российской Федерации до 2020 года планируется:
- создание системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания, в первую очередь, для семей с детьми до 3 лет;
- внедрение моделей дошкольного образования, обеспечивающих каждому ребенку возможность обучаться по образовательным программам для детей старшего дошкольного возраста;
- внедрение механизмов нормативного подушевого финансирования услуг дошкольного образования, предоставляемых образовательными учреждениями любых типов, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности. Развитие альтернативных форм дошкольного образования способно стать хорошим подспорьем в реализации обозначенных мероприятий.

Проскурина Т.Л., БелРИПКППС

Презентации докладов..


Просмотров: 1301 | Добавил: lena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта



Лабиринт

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz