Николай ФЕДОРЕЦ,
Ph.D в обл. образования (doctor în pedagogie), международный эксперт
Лариса ГЛЕБОВА,
заместитель директора гимназии №7 г.Одессы
1. Общедидактические положения
1.1.
Осознайте
свою миссию в процессе воспитания,
обучения, развития и социализации каждого
ребёнка в отдельности и класса в
целом. На каждом уроке создавайте условия для адекватного разностороннего
развития детей.
1.2.
Постоянно
имейте в виду принцип природосообразности,
согласно которому для развития любых способностей, равно как и для
формирования любого умения, качества и т.д., природой отведены определённые возрастные периоды. В
случае если природные возможности не были своевременно реализованы, то
упущенные способности и качества у подавляющего большинства людей уже не могут
быть достигнуты в полном объёме. Сверхзадача
семьи, школы и каждого учителя заключается в своевременной и последовательной
реализации этих возможностей.
1.3.
Чаще
вспоминайте дидактические принципы в
современной интерпретации. Сверяйте с ними основные положения проекта урока и
процесса его реализации.
1.4.
Старайтесь
быть больше тренером,
чем учителем. Не «солируйте» на уроке. Продуктивный урок предполагает высокую
активность учащихся, притом, что педагог остаётся как бы в тени.
1.5.
Уделяйте
внимание одарённым детям. Формируйте для них индивидуальные траектории обучения и развития. Ведите этих детей
на высоком уровне их возможностей. На каждом уроке старайтесь создавать для них
зоны ближайшего развития. Не бойтесь
дистанции между уровнями развития слабых и сильнейших учащихся.
1.6.
Чаще
практикуйте интегрированные уроки.
При грамотном подходе они гораздо эффективнее монопредметных. Не забывайте,
что на таком уроке все предметы-компоненты
должны быть представлены на профессиональном уровне. Особенно это касается
использования музыки,
изобразительного искусства, театра и пр.
1.7.
Помните,
что на уроке используется, как правило, три
категории учебной информации. Это: опорные
понятия, подлежащие обязательному усвоению каждым учеником; более обширные
знания по теме/предмету, запоминание которых желательно, но не обязательно (!),
а также информация культурологического характера, составляющая интеллектуальный
фон урока. Ясно определяйте для себя, какие именно опорные понятия учащиеся должны усвоить (и запомнить) на данном
уроке и добивайтесь этого.
1.8.
Необходимо
также чётко представлять не только какие знания
должны быть усвоены, но и на
каком уровне они должны быть усвоены на уроке:
В последние годы популярность получил тренинг – активная форма обучения,
заимствованная из западных образовательных систем.
Функции руководителя тренинга – тренера
отличаются от традиционных функций учителя,
работа которого связана с понятиями «учить (научить), передавать,
транслировать» знания, что изначально предполагает активные действия педагога
при пассивной позиции учащихся. Это отражает одно из главных правил
традиционной школы: урок должен проходить в тишине, чтобы все слышали, что
передаёт (транслирует) учитель. Работа тренера не связана с передачей готовых
истин. Она ориентирована на активность и настойчивость самого обучающегося, для
которого тренер создаёт развивающую среду и оказывает квалифицированную помощь.
|