« Величины и их преобразование. Решение задач с разными величинами».
26.11.2009, 09:36
Тема: Величины и их преобразование. Решения задач с различными величинами.
Цели урока: создать условие для закрепления знаний о величинах и общем принципе их измерения, для умения решать задачи с преобразованием величин; содействовать в развитии вычислительных навыков, в решении текстовых задач, в развитии логического мышления, в закреплении навыков устного счёта; воспитывать любовь к науке математика, чувство патриотизма и любви к Родине.
Ход урока. 1. Организационный момент.
Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука- Это математика!
Итак, у нас урок математики. Но не всё в ней бывает просто и понятно. И чтобы сегодня хорошо потрудиться на уроке и получить хорошие оценки проведём разминку для ума. 2. Устный счёт. Ну-ка, в сторону карандаши. Ни костяшек, ни ручек, ни мела. Устный счёт! Мы творим это дело Только силой ума и души. Числа сходятся где-то во тьме, И глаза начинают светиться. И кругом только умные лица, Потому что считаем в уме!
а) таблица на доске: Е Ч А В Л И Н И 134 11800 200 4776 7000 105000 275 3088
Толщина самого толстого льда-4 км 776 м. Такой лёд был 4 января 1975 г. на озере Виинес. Вырази в метрах. Длина самой короткой реки в мире-13400 см. Она находится в Америке. Вырази в метрах. Самая большая морковь была выращена в сентябре 1986 г. в Новой Зеландии. Масса её 7 кг. Вырази в граммах. Самый большой лимон был выращен в Америке в августе 1982 года. Масса 3кг 88 грамм. Вырази в граммах. Самую большую дыню выращивали в Америке в течение 10 лет. Зрелая дыня весила 118 кг. Вырази в граммах. Река Тихая Сосна - наиболее крупная в восточной части Белгородчины. В пределах нашей области её длина 105 км. Вырази в метрах. Герб города Белгорода был утверждён в 1730 году. Сколько лет прошло с тех пор? Ширина реки Северский Донец в верхнем течении достигает 20 метров. Вырази в дециметрах.
б) работа по группам: «А» - уменьшить каждую величину в три раза и записать ответ. 15 м 9 см; 1200 км; 24 дм 12 см; 87 дм; 18 кг; 6 т 150 кг. «Б» - записать величины, которые лишние в каждой строке. - 4 ч; 3 мин; 4 мм; 4 сут; 4 с. - 6 кг; 6 т; 6 км; 5 г; 6 ц. - 8 см; 8 мм; 8 сут; 7 км; 8 дм.
На десерт - задачи- шутки, Только на одну минутку. Пожарных учат надевать штаны за 3 секунды. Посчитайте, сколько штанов успеет надеть пожарный за 1 мин,5 мин? Посчитайте , сколько станет весить этот пожарный в своих 100 штанах , если его собственный вес 80 кг , а вес штанов полкило? Никому неизвестное число увеличилось вдвое. Решило полюбоваться на себя в зеркало. Подошло оно к зеркалу, и увидела там 811. Скажите, ребята, каким было это число до увеличения вдвое?
3. Работа с геометрическим материалом. (квадрат, три треугольника, прямоугольник.)
Сейчас мы совершим путешествие, а чтобы начать его надо выбрать транспорт, на котором мы полетим. (1 ученик у доски, а остальные работают на месте в парах). Фигуру АВСД расположите так, чтобы сторона АД была основанием. Фигуру КОМ расположите так, чтобы угол О совместился с углом В. Найдите фигуру равную фигуре КОМ и расположите её симметрично. Найдите прямоугольник и соедините его с квадратом равными сторонами. Возьмите оставшуюся фигуру и соедините равной стороной с прямоугольником. Что у нас получилось? (Ракета.)
Ну, а на ракете Только в космос лететь И во все глаза смотреть. Сколько неизвестного! Сколько интересного! 4.Путешествие в космос. -Хотите полететь в космос? -А куда полетим? Давайте на Солнце! -Вспомним уроки природоведения. Какова температура на Солнце?(6000) Да, жарковато. У нас летом бывает 30, и то мы мучаемся от жары. А ну посчитайте, ребята, на сколько ещё делений поднимется столбик градусника, чтобы от нашей температуры +30 достичь солнечной температуры в 6000? -А теперь посчитайте , какой высоты будет градусник, который сможет показать самую низкую температуру в + 20 , а самую высокую +6000, если одно деление будет равно 1 мм? -А сколько это см? - А сколько метров? - Наверное, не стоит лететь на Солнце, очень жарко. Да и далековато. Вы знаете, какое расстояние от Земли до Солнца? На доске:150 000 000 км. -Вот какое огромное число, а расстояние это даже представить трудно. Если мы решили поехать на Солнце на старинной карете, нам понадобилось бы 500 лет. Сколько это веков? -Потом люди придумали автомобиль. Теперь на эту дорогу понадобилось бы времени в 5 раз меньше. Сколько это? - А на самолёте пришлось бы лететь 10 лет. Сколько это месяцев? -А вот наша ракета преодолеет это расстояние за один год. Сколько это дней? - Солнечный луч пробегает это расстояние всего за 8 минут. Посчитайте, в котором часу взошло солнце, если его луч разбудил нас ровно в 7 часов утра. Итак, ребята, мы с вами выяснили, что на Солнце лететь нельзя: и далековато и жарковато. Да и Солнце- это не планета, это звезда, раскалённый газовый шар. Если бы захотели остудить Солнце и сделали бы снежок величиной с Луну и запустили бы им в Солнце, то этот снежок уже через 30 секунд превратился бы в пар. Сколько это минут? Давайте лучше полетим на одну из ближайших планет. Какие планеты вы знаете? (Плакат солнечной системы.) Ближайшие соседи нашей Земли – Марс и Венера. Венера- красивая голубая планета. Она так ярко отражает солнечный свет, что её можно видеть не только ночью, но и утром. Поэтому Венеру называют утренней звездой. Но дело в том, что на Венере не бывает смены времён года, потому что её ось не наклонена, как земная. А поскольку Венера близко расположена к Солнцу, там стоит вечное лето, но только очень жаркое, поэтому такие металлы, как олово и свинец можно черпать, как воду. Лучше полетим на Марс. Да и учёные считают, что условие на Марсе близки к земным условиям. Итак, включаем первую космическую скорость. Она нужна нам для того, чтобы преодолеть земное притяжение и выйти на околоземную орбиту. Ой, ребята, я совсем забыла вас предупредить, что до Марса лететь 4 месяца туда и 4 месяца обратно. Давайте посчитаем, успеем ли мы вернуться домой к 1 сентября, чтобы остаться на второй год в 4 классе? -кто за то, чтобы остаться на второй год в 4 классе? Кто за то, чтобы перейти в 5 класс, а значит вернуться на Землю? Вопрос решён. Мы возвращаемся на Землю. И вот приземляемся. Но что такое? Видимо, мы отклонились с курса. Наш корабль приземляется на берегу какой-то речушки. Рядом – деревушка. Хижины в ней сделаны из бамбука, а крыши покрыты листьями пальмы. Какие-то ребятишки сначала испугались нашего корабля, а потом осмелели. Давайте и мы, ребята, пригласим их с нами потанцевать.
5. Физкульт. пауза. Звучит музыка В. Шаинского « Чунга-чанга».
6. Закрепление изученного материала. -Так куда же мы попали? ( В Африку.) -Мы можем провести в этой африканской деревушке всего одни сутки. Сколько это часов? -Но сколько интересного увидели! Местные ребята нам покажут плантацию бамбука. Один из мальчиков сказал, что бамбук за сутки вырастает на 50 см. А если мы останемся здесь на неделю, то какой высоты достигнет бамбук? Бамбук, как известно это трава, хотя и очень прочная. Вы встречались с изделиями из бамбука? -А потом мы погуляем по деревне. Вы знаете, что почти в каждом доме есть верный друг и помощник. Какое это домашнее животное? (слон) Это самое крупное и экзотическое животное на земле и на суше. Его масса достигает 6 тонн. Сколько это центнеров? Бивни крупного слона вырастают до 3,5 метров. Сколько это сантиметров? Уши у него такие огромные, что, если бы можно было ухо слона расстелить на земле, то оно заняло бы площадь 10000 см квадратных. Сколько это метров квадратных? -Какую площадь займут уши 10 слонов? Но вот прошли сутки. В гостях хорошо, а дома лучше. Садимся в свой корабль, взлетаем и приземляемся уже на Родине. -Где наша Родина?
Вспомним уроки природоведения. Чем богата наша область? Какие полезные ископаемые добывают в нашей области? Какая почва преобладает на территории Белгородского края? Какие зерновые культуры произрастают на бескрайних полях Белгородской земли?
Решим задачу с. 110 №365 (учебник по математике под ред. Н.Б.Истоминой)
Наша область богата заводами, фабриками по переработке сельхозпродуктов. У нас 11 птицефабрик. -группа «А» самост. решает задачу № 368 стр. 111 1) 5040:360=14 (ящ.) 2) 3600:240=15 (ящ.) 3) 14+15=29(ящ.) Ответ: 29 ящиков всего.
-группа «Б» у доски решает задачу № 363 стр. 110 1) 16-12=4 (п.) 2) 320:4=80 (р.) Ответ: 80 рублей стоит одна пачка порошка. Какие ещё вопросы можно было поставить к этой задаче? -Сколько стоит две пачки порошка? -На сколько рублей дороже стоят пять пачек порошка, чем три пачки порошка? 7.Итог урока Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось ли оно вам? Что интересного узнали? У каждого из вас на парте лежат человечки. У девочек красные, а у мальчиков синие. У них нет лица. Нарисуйте им лицо, передав своё настроение на уроке. И прикрепите своих человечков на доске возле того высказывания, которое вам больше подходит после этого урока.
Хорошо, но могу лучше
Испытываю трудности
Я знаю всё
Хочу знать больше
8. Домашнее задание: группа «А» -№52, № 53 ( печ. тетрадь) группа «Б»-№51, №49 (печ. тетрадь)