Создать условия для знакомства детей с неопределённой формой глагола, как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам; Содействовать, в умении выделять глаголы неопределённой формы в контексте, образовывать от глаголов неопределённой формы глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени; Способствовать развитию самостоятельной поисковой деятельности, развитию творческой активности, орфографической зоркости, словарного запаса; Способствовать воспитанию бережного отношения к природе родного края; Тип урока: обобщение знаний Оборудование: мультимедиа, карточки для работы в парах и индивидуально, рефераты учащихся о заповедных участках Белгородской области, учебник «Русский язык 4 класс».
Ход урока I. Организационный момент. II. Тема урока - Сегодня мы вновь отправимся в увлекательное путешествие на остров глаголов, но сначала чисто и аккуратно выполним упражнение по чистописанию 1.(по) думать (по) вторить (на) учиться Стыдно (не)знать стыдно (не)учиться. - Какое правило надо знать, чтобы правильно написать слова первой строчки? (Правописание приставок. Они пишется вместе. У глаголов нет приставок) Охарактеризуйте предложение. Сообщите сами тему нашего урока ( слайд 1 ) 2. Словарная работа ( слайд2) Вставить пропущенные буквы, распределив слова на группы. В…лн..ват..ся, п..р..писывать, г…р..вать, тр..вожит..ся, ж..лать, св..ркать, кв…рт..ровать, к..манд…вать, б…сед..вать,здра…ств..вать. Проверка ( слайд 3) 3. Повторение о глаголе Что без меня предметы? Лишь название А я приду- Всё в действие придёт Летит ракета Люди строят здания Цветут сады И хлеб в полях растёт. - О какой части речи идёт речь? - Что называется глаголом? Для чего нужны глаголы? - Как изменяются глаголы? (по числам, временам и по лицам) - Какого вида бывают глаголы? (совершенного и несовершенного)
III. Объяснение нового материала. - Чтобы узнать, как называются такие глаголы, мы отправимся с вами на Остров глаголов, побываем в гостях у Инфинитива, разгадаем некоторые его загадки. Глагол покажет совершенного вида, поэтому совершенно точно покажет нам дорогу к Острову глаголов, где живёт Инфинитив. (слайд4.)
- Итак, перед вами Остров глаголов! Здесь все обожают действовать. Ну, просто всё время что-нибудь делают! Очень решительные особы! А вот и жилища Инфинитива. Странное. Правда, ребята? Дом-не дом, пещера-не пещера, изба-не изба. На двери табличка. Прочитаем хором. - Ин-фи-ни-тив. -Посмотрите: рядом белый круг, в середине которого нарисован циферблат, перечёркнутый крест-накрест чёрной краской. Это означает, что хозяин этого жилища не хочет знать, который час, вообще не хочет иметь ничего общего со временем. Поэтому чтобы войти в пещеру, надо снять часы (Все снимают часы) (слайд 5) -Вот мы и в пещере. Но кто это? То ли принц, то ли разбойник с большой дороги. Совершенно нельзя определить. Поэтому он и называется неопределённой формой глагола, или начальной формой. Все глаголы имеют начальную форму. Учёные люди называют её инфинитивом. Прочитайте хором вопросы, на которые отвечает инфинитив. - Приведите примеры глаголов, которые отвечают на вопрос: что делать? что сделать? Как называются эти глаголы? (Инфинитивом: гл. начальной формы; гл. неопределённой формы). (слайд 6) Учить, выучить, крикнуть, кричать, бежать, в..зти, засв..ркать, расцв..сти. - Какая это часть речи? - Что это за глаголы? 1.Работа по вариантам: 1 в.- записать глаголы совершенного вида 2 в.- глаголы несовершенного вида. (Проверка задания): - Чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида? (Совершенного вида - обозначают действия, которые уже совершили или обязательно совершат в будущем. Отвечают на вопросы: что сделал? что сделаю? что сделать? Несовершенного вида - обозначают действия, которые не закончены. Они отвечают на вопросы: что делал? что делаю? что буду делать? и др.) - При помощи, какой части слова можно из глаголов несовершенного вида получить глагол совершенного вида? Докажите это на примере слов, которые вы записали. - Ребята, как вы думаете, почему по стенам пещеры разбросаны карточки, на которых написано - ти, ть? - Это формообразующие суффиксы глаголов неопределённой формы. Инфинитив дарит эти суффиксы всем глаголам начальной формы. - В конце некоторых глаголов начальной формы стоит - чь. Хором прочитайте слова, которые отражаются в зеркале пещеры Инфинитива - чь - это не окончание, а часть корня, которая появляется в результате чередования гласных. Окончание в этих словах нулевое. Допишите свои слова двумя глаголами неопределенной формы, которые оканчиваются на - чь. Первый вариант - записывает глаголы совершенного вида, второй -несовершенного. Выделите нулевое окончание. - Что у глагола неопределённой формы нельзя определить? (Время) - Почему же у Инфинитива вместо лица маска? - О чём это говорит? (Он не имеет лица) - А сейчас, может быть, вы сможете объяснить, почему глаголы начальной формы называются глаголами неопределённой формы? - Инфинитив хочет поделиться с вами своим секретом, тайной, которую всё время носит с собой. (Запись на листочке) У меня не только нет лица, но и нет числа. Я совсем не умею считать не то что до 10 или до 5, но и даже до одного. Я не могу отличить, где 1 и где 2, а где много. Например, глагол бежать. Бежать может один человек, бежать может и целая компания. Как вы думаете, почему у меня так плохо с математикой? (Не изменяется по числам) 2. Работа в парах (по карточкам) Приставки: по -, вс -, при - / за -, под -, на – Корни: - порх -, - черн -, - смотр - / - бел -, - сып -, - морг – Суффиксы: - е -, - ну -, - ив - / - ну -, - а -, - е – Окончания: - ть, - ть, - ть, / - ть, - ть, - ть,
Приставки: про -, за -, у – Корни: - чит -, - рис -, - ех – Суффиксы: - а -, - а -, - ова – Окончания: - ть, - ть, - ть (почернеть, вспорхнуть, присмотреть / забелеть, подморгнуть, прочитать, зарисовать, уехать) - Какие это глаголы? IV. Физ. пауза. Встали из-за парт, руки на пояс. Я прочитаю вам стихотворение Т. Рик «Сладкая мечт; Если встретиться глагол неопределённой формы, нужно присесть и руки вытянуть перёд. Не мешайте мне мечтать! Мне б мешок конфет достать, Развернуть, жевать, сосать, Чавкать, чмокать, уплетать. Долго-долго не глотать, Наслаждаться, смаковать, Мне не надо в рот смотреть! Совесть надобно иметь! Так могу я подавиться! И на месте умереть! V. Закрепление нового материала. 1. Представили, что мы учёные. А учёные, всегда научными методами доказывают истину. Вот мы сейчас попробуем это сделать? У детей карточки у каждого и у доски.
Начальная форма глагола Настоящее время Прошедшее время Будущее время Дарить Подарить Что делать? Что сделать?
- Сегодня у нас в гостях глаголы дарить и подарить? - Что это за глаголы? - Определите вид глаголов. Чем эти глаголы различаются на письме? - Образуйте от глаголов глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. - Сделайте вывод. (Один человек у доски) - А вот глагол сделать (карточка с глаголом) - Что это за глагол? - Определите вид глагола. - Глагол этот пришёл к вам в надежде, что вы ему поможете в его беде. Вот с какой просьбой он к вам обращается. (запись на обратной стороне) И не утешайте меня, пожалуйста, что я имею такой совершенный вид! Я несколько раз пыталась в настоящее время, но всё время попадал в будущее, то в прошедшее. Я хочу в настоящее! Хочу! Хочу! - Почему этот глагол не может попасть в настоящее время? - Подумайте, что можно сделать, с глаголом сделать, чтобы ему помочь. Работа по группам Группа Б - записывает эти 2 глагола, и образовывают от них глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени. Группа А - записывает свои 2 глагола 2-х видов и от них образовывает глаголы 3-х времён (однокоренные) (учить - выучить, работать - зарабатывать) 1. Работа с учебником с.212 упр. 566 - Какая главная мысль текста? О чём сообщает автор, чтобы показать, что ива -неприхотливое дерево? - А ива растёт в Белгородской области? - А какие деревья ещё произрастают в нашей области? - Вы готовили доклады о растениях Белгородской области? (Выставка докладов) В Белгородской области создан государственный заповедник «Белогорье», в который вошли: Лес на Ворскле и Острасьевы яры площадью 1128 га, 3 отдельных участках (Ямская степь, Лысые горы и Стенки - Изгорые) общей площадью 1005 га. - Что такое заповедники? (слайд7) Задания группам: По своим рефератам составить сложные предложения с однородными членами предложения. Проверка. VII. Итог урока. И в завершении урока Инфинитив хочет поделиться с вами стихотворением ,которое сам сочинил. В этом стихотворении много загадок. Постарайтесь быть очень внимательными, чтобы их разгадать. Начальной формой быть приятно, Начало лучше, чем конец. Ин-фи-ни-тив звучит занятно, Я вам назвался, наконец! - Так как же называются глаголы, с которыми мы сегодня познакомились? Ко мне летят лишь два вопроса, В них смысл всей жизни для меня... - Какие это 2 вопроса? Вид у меня бывает разный... - Какой «разный»?
А про лицо я дам ответ: Его не видели ни раза, Его, по-видимому, нет Всегда по горло делом занят, Нет времени! Так, где же взять? Тому, кто этого не знает, Инфинитива не понять!
- Кто внимательно слушал, сможет за две минуты ответить на 3 вопроса: - почему начальная форма глагола, которую ещё называют инфинитивом, не хотела знать, который час? Почему инфинитив носит маску? - Почему у него есть ещё одно название - неопределённая форма? - Так чему мы учились на этом уроке? Сейчас Аладьина Анастасия прочтёт нам своё стихотворение, которое она сочинила к этому уроку. Рефлексия. - Сейчас я хочу узнать мнения об этом уроке. Весь урок с вами был инфинитив. Откройте свои тетради на последней страницы. Возьмите рисунки инфинитива и поставить в кармашек тех слов, которые вам подходят. Хочу знать больше__________________________ Уверен в своих силах__________________________ Могу работать лучше_________________________
VIII. Домашнее задание. группа А- стр. 213 упр. 568 группа Б - стр. 212 упр. 565