Навык чтения
это:
1. Умение понимать содержание
читаемого текста, его смысл.
2. Правильность чтения – умение прочитывать
слова так, чтобы
не допускать в
них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв
и стоящих за ними
звуков, слогов, слов.
3. Выразительность - умение
интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с
пониманием читаемого текста.
4. Способ чтения: он
может быть побуквенным
и отрывистым, слоговым (способ непродуктивный и
нежелательный) и плавное слоговое,
слоговое с прочтением
сразу целых слов
и, наконец, чтение целыми словами
и группами слов (как
желательные и продуктивные
способы чтения).
5. Темп - определенная,
посильная и необременительная для
определенного возраста скорость
чтения.
Таким образом,
навык чтения складывается
в целом из
двух сторон: смысловой -
понимания, уразумения содержания
и смысла читаемого
и технической – подчинённой первой, обслуживающей её -
способом, правильностью и выразительностью чтения.
Главенствующее, ведущее место
в комплексе, именуемом
«навык чтения, принадлежит сознательности, пониманию того, что
прочитывается.
Смысловая сторона
чтения - это
совокупное понимание читающим:
1. значений большей
части слов, употреблённых в
тексте как в прямом, так и
в переносном смысле;
2. содержания каждого
из предложений, входящих в
состав текста, уяснение смысловой
связи между предложениями;
3. предметного
плана содержания отдельных
частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла
этих частей (т.е. не
только о чем
говорится, но и
что этим сказано);
4. основного смысла
всего содержания текста,
т. е. осознание этого содержания
и своего отношения
к прочитанному.
Техническая сторона
чтения, техника чтения,
охватывает все другие
компоненты навыка чтения
- способ чтения, правильность, выразительность,
скорость или темп
чтения. Каждый из этих
компонентов, как и их
совокупность, подчинён
смысловой стороне, пониманию,
служит её более полному
выражению.
Темп (скорость
чтения) находится в прямой
зависимости от способа чтения
и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели
по темпу чтения:
|