1. Комментированное письмо в 1 классе. 1. Слог ПА - это слог - слияние. Состоит из двух букв. Первая - согласная пэ , вторая - гласная а. Пишу ПА. 2. Слово ПАРТА - это слово состоит из двух слогов. Первый слог - ПАР , второй слог - ТА. Ударение падает на первый слог. Первый слог состоит из 3 букв. Первые две слияние согласной пэ и гласной а и к ним примыкает согласная эр. Пишу ПАР -. Второй слог - ТА. Он состоит из двух букв - согласной тэ и гласной а. Присоединяю второй слог ТА. Проверяю всё слово : (весь класс произносит ) ПАРТА. 3. Предложение. У Тани кукла - это предложение. Оно состоит из трех слов. Первое слово - У, второе - Тани, третье - кукла. Начинаю писать предложение с большой буквы, в конце предложения ставлю точку. Первое слово - У. Оно состоит из одной гласной буквы. Пишу - У, делаю интервал. Второе слово - Тани. Это имя девочки, пишу с большой буквы. Оно состоит из двух слогов. Ударение падает на первый слог. Первый слог Та. Это слог слияние, состоит из согласной тэ и гласной а. Пишу Та. Второй слог - ни. Он состоит из двух букв. Согласной эн и гласной и. Присоединяю второй слог. Третье слово - кукла ( см. ком. слово). Ставлю точку. Проверяю всё предложение (Дети хором читают предложение).
2. Комментированное письмо во втором классе. По сторонам толпились молодые берёзки. Начинаю писать предложение с красной строки, с большой буквы, в конце предложения ставлю точку. По - это предлог. Пишу со словами раздельно, между предлогом и словом можно вставить слово или вопрос. Доказываю :по ( каким? ) сторонам; по ( обеим ) сторонам. Пишу - По. Делаю интервал. Следующее слово - сторонам. В этом слове встретились 2 безударные гласные в корне слова. Проверяю безударные гласные в первом слоге. Проверочное слово: стороны. Проверяю вторую безударную гласную. Проверочное слово: сторонка. Делаю интервал.
Следующее слово - толпились. В этом слове встретилась безударная гласная о в первом слоге. Проверяю: толпы. Делаю интервал. Пишу следующее слово: молодые. В этом слове встретились 2 безударные гласные в корне слова. Проверяю первую: молод, вторую - молоденький. Делаю интервал и пишу следующее слово: берёзки. В этом слове в первом слоге непроверяемая гласная е и парная согласная з . Проверяю : берёзы. В конце предложения ставлю точку. Проверяю все предложение (Учащиеся хором читают всё предложение).
3. Комментированное письмо в третьем классе. На дальнем озере синеет лёд. На - это предлог. Пишу раздельно, так как между предлогом и словом можно поставить вопрос или вставить слово: на ( каком ? ) дальнем. В слове дальнем пишу окончание ем, так как это имя прилагательное в предложном падеже. В слове озере проверяю безударную гласную е во втором слоге, проверочное слово - озёра. Пишу окончание е, так как это имя существительное 2-го склонения, предложного падежа. В слове синеет проверяю безударную гласную и во втором слоге, проверочное слово - синий. Пишу окончание ет , так как это глагол в 3-м лице, 1 спряжение (что делает? ). В слове лёд проверяю парную согласную д, проверочное слово - льды. Проверяю всё предложение.