Глава I
Развитие логических
суждений у младших школьников.
Одной из важнейших задач,
стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной
логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить
доказательства, высказывания,
логически связанные между собой; делать вывод, обосновывая свои суждения,
и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
Логические приемы и операции являются основными компонентами
логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем
школьном возрасте. Умственное развитие младших школьников
проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в
познавательных интересах, в отношении учащихся к учению. Показателями
умственного развития школьников являются: умение использовать логические приемы
и операции в учебной и внеучебной деятельности, выбирать их;
преобразовывать заданный материал, используя перенос изученных приемов
действий. В большей степени способствует этому продуктивная деятельность, которая
связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных
приемах, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эти мыслительные приемы являются
составными компонентами операций (форм) логического мышления — понятий, суждений,
умозаключений. Одной из основных логических операций мышления является операция
логического суждения. Суждение - это форма мышления, в которой что-либо
утверждается или отрицается о существовании предметов, о состоянии, виде
деятельности или об отношениях между предметами, о наличии или отсутствии у них
каких-либо свойств. С точки зрения педагогики, логическими суждениями
можно считать такие, с помощью которых ребенок последовательно,
обоснованно излагает свои
мысли. Формирование таких мыслительных операций усиливает убедительность
высказываний и вместе с этим повышает культуру мышления.
|